Форум » Музыкальное творчество » Из истории русского романса. » Ответить

Из истории русского романса.

ZINA36: http://sergeyrusanov.ru/ Персональный блог Сергея Русанова "Русский романс, русское слово." О проекте Дорогие гости, читатели! Русская музыка, русская песня и русское слово — незаслуженно «забыты» у себя на родине. Я не говорю буквально — забыты — но, помещая слово в кавычки, подразумеваю — не популярны. Думаю, что большинство людей знают наших великих композиторов и поэтов, дай Бог, только по именам, а уж опознать их произведения — задача совсем непосильная многим нашим современникам... Но не будем унывать! Многие современные композиторы, поэты и певцы служили и продолжают служить Русской музыке и Русскому слову. Моя цель — рассказать вам об этих людях.

Ответов - 94, стр: 1 2 3 4 All

sergunya: Zina, спасибо вам за внимание к моему блогу. Простите мне МОЕ невнимание к моему блогу ))))) С начала 2010 я обновлял его нечасто. Время... на все нужно время. Сейчас я приступил к работе над еще одним интернет проектом "Романсия", для поддержки "наших", тех кому дорого все русское - и романс, и песня, и слово. Возможно, что самостоятельно вести я уже не успею все, потребуются помощники

ZINA36: sergunya пишет: Сейчас я приступил к работе над еще одним интернет проектом "Романсия", sergunya , Ваша идея прекрасна. Сейчас, мне кажется, интерес к романсу очень возрос. Тем более интересно появление многих разных исполнителей этого жанра. Не всем в одинаковой степени удается постигнуть душу романса и донести это до слушателей. Это естественно. Ваша работа поможет широкому кругу слушателей и зрителей ориентироваться в этом волнующемся море. Желаю Вам успеха и здоровья, чтобы привести в исполнение свою задумку.

ZINA36: Г.А.Мурашев. Возвращение русского романса Об авторе: Геннадий Артемьевич Мурашев – действительный член АРСИИ им. Г.Р. Державина, действительный член Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник культуры РФ, член РМСП, профессор Международной Славянской академии. Материалы: http://www.kirshin.ru Очень интересная информативная статья. Правда, в ней нет ни слова о Евгении Дятлове, к огромному сожалению, хотя вклад этого артиста в романсовое творчество трудно переоценить. http://sergeyrusanov.ru/


Marina: Евгений Дятлов: «Романс нельзя просто петь...» Санкт-Петербургские ведомости Выпуск № 181 от 26.09.2008 – Исполнение романсов стало прямо-таки повальным увлечением. Большинство исполнителей «вертится» на одних и тех же произведениях. Вам не мешают чужие трактовки? – Они проходят мимо, так как на концерты исполнителей романсов я не хожу. – То есть даже какие-нибудь петые-перепетые «Отцвели уж давно хризантемы в саду» вы поете, условно говоря, так, будто они написаны только вчера? – Можно сказать и так. То, что мне приходилось слышать в детстве или юности, было до такой степени органичным и неразрывным с личностью исполнителя, что мысль о каком-то копировании просто не может прийти в голову. А то, что случается услышать сейчас, настолько меня не удовлетворяет, что я ни в коей мере не могу соотносить это с собой. Бывает вообще непонятно, зачем человек вышел и начал петь... – А вы запели романсы, чтобы привнести в них что-то свое? – Я не привнести пытаюсь, я пытаюсь убрать. Анахронизмы, штампы разные. Мне не нравится, что романс чаще всего воспринимается как некий давно сложившийся, закостеневший жанр, который требует строго классического подхода и какой-то заштампованной атрибутики. Если же посмотреть передачу «Романтика романса», то становится очевидно, что классическим вокалистам чаще всего свойственна чисто внешняя форма подачи. Они формируют образ, подчиненный оправданию каких-то технических вещей: когда надо взять дыхание, как не потерять «правильный» звук... То есть артист решает на сцене массу задач, но задачи эти не имеют никакого отношения к самому романсу, к тому озарению, которое появилось однажды у кого-то в сердце, в душе и нашло выход в форме этого текста, этой мелодии. А романс нельзя «просто петь», его надо проживать. – Как же вы научились проживать то, что поете? – Я услышал людей, которые способны к такому исполнению. Я услышал, как поет Валерий Агафонов, у которого внутри будто бы происходит взрыв, вспышка, и романс перестает существовать как некая музыкальная форма. Он становится исповедью мятущегося, мятежного, любящего, страдающего человека. Можно сказать, что именно Агафонов «привел» меня в мир романса. Совсем иначе исполняет романсы Евгения Смольянинова – ее исполнение, когда я столкнулся с ним впервые, стало для меня каким-то непостижимым откровением. Есть и третий вариант – Олег Погудин.

ZINA36: Я услышал, как поет Валерий Агафонов, у которого внутри будто бы происходит взрыв, вспышка, и романс перестает существовать как некая музыкальная форма. Он становится исповедью мятущегося, мятежного, любящего, страдающего человека. Можно сказать, что именно Агафонов «привел» меня в мир романса. http://www.agafonov.info/audio/Pesny_serdca_1/04_siyala_noch.mp3 Сияла ночь. Ширяев-Фет. Исполняет Валерий Агафонов. Сияла ночь. Исполняет Евгений Дятлов. Запись канала "Культура" 02.06.08 Совсем иначе исполняет романсы Евгения Смольянинова – ее исполнение, когда я столкнулся с ним впервые, стало для меня каким-то непостижимым откровением http://www.russianvoice.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=26&Itemid=17 Несколько очень известных романсов в исполнении Е.Смольяниновой.

Marina: ZINA36 , вам нравятся оба исполнителя: и Валерий Агафонов и Евгения Смольянинова?

ZINA36: Marina , мне нравится Евгений Дятлов. А эти записи я привела, чтобы проиллюстрировать его слова. Валерий Агафонов, конечно, необыкновенный исполнитель романсов. Если бы я могла его услышать, пока он был жив, впечатление, возможно, было бы незабываемым. Слушать только запись-совсем другое дело.

ZINA36: «Русского романса городского слышится загадочный мотив...» История Марии Пуаре Жила в Москве мечтательная девушка — наполовину француженка, но с мятежной русской душой. Грезила сценой — стала актрисой Императорских театров, благо, ни талантом, ни голосом Бог не обделил. Как играла? А кто знает — не осталось упоминаний об этом. Писала стихи, и где-то в библиотечных хранилищах сохранились подшивки газет, в которых они были напечатаны. Еще замечательно исполняла русские и цыганские романсы, но те, кто ее слышал, не оставили серьезных воспоминаний — так, вскользь, мимоходом, среди других имен и событий. И стихотворений ей поэты не посвящали. По-настоящему, на всю Россию, прославил ее громкий судебный процесс, в котором оказались замешанными очень известные в России люди, вершители судеб империи. А потом следы ее и вовсе потерялись — как жила, чем жила, кто был рядом?.. Ее послереволюционная жизнь уложилась в нескольких архивных документах, даже год смерти точно не установлен. Много чего случилось в российской истории за девять десятков лет, с того сентября 1916 года, когда трагически взорвалась и угасла звезда Марии Пуаре — именно так звали женщину, актрису, о которой я хочу рассказать читателям. Я ехала домой, душа была полна Неясным для самой, каким-то новым счастьем. Казалось мне, что все с таким участьем, С такою ласкою глядели на меня.Я ехала домой… Двурогая луна Смотрела в окна скучного вагона. Далёкий благовест заутреннего звона Пел в воздухе, как нежная струна…Раскинув розовый вуаль, Красавица заря лениво просыпалась, И ласточка, стремясь куда-то в даль, В прозрачном воздухе купалась.Я ехала домой, я думала о Вас, Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась. Дремота сладкая моих коснулась глаз. О, если б никогда я вновь не просыпалась… (1901) Много чего произошло и в музыкальном мире России — менялись жанры, менялись вкусы. Одно осталось неизменным — любовь к русскому городскому романсу. И в репертуаре многих известных и не очень известных исполнителей занимали свое место романсы «Я ехала домой…» и «Лебединая песнь» — без упоминания авторов. Ведь старые, еще дореволюционные, сборники с их текстами и нотами в большинстве своем не сохранились, сметенные из книжных шкафов и полок любителей музыки различными трагическими событиями в истории страны. Но, как оказалось, именно Мария Пуаре была автором слов и музыки этих двух романсов. Более того, если внимательно прочитать стихотворения и историю жизни актрисы, то выходит, что ими она сама себе предрекла судьбу, предугадала ее. Что ж, самое время приступить к рассказу. Далее читайте по ссылке. http://sergeyrusanov.ru/?p=3424#comments Два разных исполнения этого романса Аллой Баяновой. Евгений Дятлов "Лебединая песня" Театриум на Серпуховке, 7.04.2012

Marina: ZINA36 , мне очень понравилось второе исполнение Аллы Баяновой! Действительно романс прочувствованно исполняют исполнители, прожившие большую жизнь и немало пережившие. Но и у молодых исполнителей получается душевное исполнение романсов! По словам руководителя проекта «Петербургская осень» Галины Ковзель, романс - это своеобразная молитва, в которой ты изливаешь все свои чувства. «В наше время романс объединяет поколения как среди исполнителей, так и среди слушателей», — уверена Ковзель. http://www.rosbalt.ru/print/421391.html

ZINA36: Marina пишет: Но и у молодых исполнителей получается душевное исполнение романсов! Мне тоже кажется, что молодые исполнители стараются овладеть тайными струнами романса. На мой вкус, особенно хорошо это получается у Андрея Свяцкого и Петра Захарова. С удовольствием схожу на майский концерт Андрея Свяцкого в Москве. А мне нравятся оба варианта романса у Аллы Баяновой.

ZINA36: Стрелка романсовых часов «Высокий романс». Этим словом удобно обозначить камерные вокальные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов. Это романс во фраке и галстуке бабочкой — он создается для исполнения профессиональным певцом в камерном концерте и не предназначен для бытового пения или любительского музицирования. Разделение романса на камерный и бытовой правильно отражает исторически сложившуюся жанровую реальность: между этими противостоящими и разнонаправленными потоками романсового творчества возникает такое же примерно соотношение, как, скажем, между литературой и фольклором. Массовый бытовой романс — полуфольклорное явление: авторский по способу создания, он лишь по способу бытования фольклорен. Но эта фольклорная его сторона — важнейшая; можно не сомневаться, что как раз бытование в городских низах, в домашнем музицировании, на низовой, демократической эстраде, в повсеместном пении сформировало жанр. И музыкально-интонационный строй романса, и специфичность его лирических настроений порождены, отработаны, закреплены массовым сознанием горожан. У романса нет «тем», у него есть только одна тема — любовь. Все остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера и неверие, одиночество и разочарование — только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой. Романс — крохотный островок в океане бытия, и у этого островка есть свое точное название: остров Утопия. Чем он еще может быть, если из всех явлений действительности в романсе отразилась только любовь, если его любовь автономна и абсолютна, если мир изображен в романсе в категориях желательности и долженствования?.. Стрелка романсовых часов ходит по кругу, градуированному моментами «истории любви». Но поскольку счастье любви — полдень на этом циферблате, одна отметка на нем, то, конечно, любовных томлений и воспоминаний в романсе куда больше, чем счастливых мигов. Поэтому ностальгия — главный тон или даже главный стон романса. Попасть или вернуться в «чуждый край незнакомого счастья», но любой ценой. «Туда, туда!» — взывает романс. Романс знает только две временные категории: миг, мгновение, «вечное сейчас» — и всегда, до самой смерти, вечность. Романс легко узнается по своему словесному составу, как милый — по походке. Банальная романсовая лексика смогла стать жанровым знаком, так как еще прежде (и одновременно) она стала безусловным знаком прямой открытой эмоциональности. «Эмоциональный поэт ведь имеет право на банальность,— писал Ю. Тынянов.— Слова захватанные, именно потому что захватаны, потому что стали ежеминутными, необычайно сильно действуют. Отсюда — притягательная сила цыганщины. Отсюда — банальности Полонского, Анненского, Случевского, апухтинское завыванье у Блока...» На витринах современных ателье звукозаписи можно прочесть: «Звуковое письмо — лучший подарок». Вот таким звуковым письмом романс был (особенно с конца прошлого века) и остался по сей день. Черпая из русской лирики и русской музыки (от классических образцов до дилетантских поделок), романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и в свой черед заметно повлиял на развитие поэзии и музыкального искусства, на театральные и эстрадные жанры, на кинематограф. Вырвать романс из русской культуры можно только с мясом – в опасной близости к сердцу. Материалы: М.Петровский. Из статьи «Езда в остров любви или Что есть русский романс». Журнал «Вопросы литературы» №5 за 1984 год. (цит. по: Л.С.Мархасев. Серенада на все времена. Л.: «Советский композитор», 1988) http://sergeyrusanov.ru/?p=2673#more-2673

ZINA36: http://www.youtube.com/watch?v=iloP-knHkSs Валентина Пономарева поет романс о романсе А. Петрова из к-ма "Жестокий романс".

Marina: ZINA36 , очень интересная статья! Спасибо Сергею Русанову, что нашел этот материал! Теперь еще найти бы такую интересную статью про народную песню...

ZINA36: Marina , так у нас есть такая статья. В разделе об интересных людях беседа с А.Захаровым.

Marina: ZINA36 пишет: Marina , так у нас есть такая статья. В разделе об интересных людях беседа с А.Захаровым. Ну там не так все четко описано и пояснено, как здесь. Хотелось бы такую же статью, написанную простым понятным языком!

ZINA36: Marina пишет: Хотелось бы такую же статью, написанную простым понятным языком! Ну да. "Надо что-то среднее, да где же его взять?" Будем искать.

Marina: Из интервью питерского исполнителя романсов Андрея Свяцкого: Тайное пение Свяцкий собирает полные залы не только в Петербурге, но и в Нью-Йорке, Варшаве, Таллине. В репертуаре певца классические итальянские и неаполитанские песни, арии из опер Верди, Доницетти, Леонкавалло, Чайковского, Рахманинова, программы по произведениям Таривердиева, Шварца, Петрова. Поет на английском, испанском, итальянском, немецком, польском, французском языках. Баритон Андрея гибок и глубок, он то поднимается до тенора, то набирает силу баса. – Андрей, судя по богатому репертуару, у вас с романсом – роман серьезный. Кто, что заставило обратиться к этому жанру? Когда же взял в руки гитару и запел, то почувствовал настоящую встречную радость слушателей, несопоставимую с моими прежними экзерсисами. Такой мощный энергетический толчок. И бесполезно было сопротивляться ему. Не могу сказать, что я уверенный в себе человек, но тут вдруг пришла абсолютная внутренняя уверенность, идентификация с призванием, что ли. Такое, конечно, не возникает из ничего, все дело в моей замечательной бабушке. Она дружила с Александром Борисовым, Василием Соловьевым-Седым, которые запросто бывали у нас. В связи с загруженностью родителей бабушка меня в сущности и растила, одаривая богатствами, которые я с возрастом сумел оценить. Вместе мы пели когда-то романсы, которые она любила и с успехом исполняла в спектаклях. Можно сказать, она открыла для меня этот жанр, показала его эмоциональные глубины, импровизационную природу сиюминутного рождения – здесь и сейчас. Романс невозможно “подавать” из концерта в концерт накатанными приемами. Это нечто живое и хрупкое одновременно, что возникает из тишины, из “сердца горестных замет”.

sergunya: ZINA36 пишет: Ну да. "Надо что-то среднее, да где же его взять?" Так. Пришло время самим ПИСАТЬ

Marina: Музыкальная Поэзия – Городской романс В классификации романсов нет полной определенности, т.к. границы размыты и многие романсы относят к более чем одной категории. Но я попытаюсь пояснить для вас категорию городского романса. Городской романс имеет несколько признаков, хотя и не очень точных: 1. Авторы слов не относятся к классическим поэтам, часто они полупрофессиональные поэты. 2. Авторы музыки не относятся к группе композиторов классической музыки, чаще всего специализируются на романсах и песнях. 3. Исполнение рассчитано больше на эстрадных, чем на академических вокалистов, а также и на вокалистов-любителей. 4. Тематика романсов явно или неявно подразумевает городскую обстановку. Иногда термины городской, бытовой и старинный романс рассматриваются почти как синонимы. Музыкальная Поэзия – Классический Романс Классический романс обычно характеризуется следующими признаками: 1. Музыка чаще всего написана профессиональными композиторами-классиками (Глинка, Чайковский, Рахманинов, Рубинштейн, Даргомыжский, Мусоргский, Кюи, Римский-Корсаков, Бородин, Варламов и др.). Эта музыка ближе к классической музыке, чем к песне. 2. Тексты написаны чаще всего поэтами-классиками (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Плещеев, А.Толстой, Кольцов, Мей, Дельвиг, Ратгауз, Апухтин, Кукольник и др.) 3. Музыка ориентирована более на вокалистов академического стиля, чем на эстрадных исполнителей 4. Тематика классического романса чаще абстрактно-философская и возвышенная, чем обыденно-жизненная и приземлённая. В классическом романсе обычно больше философской глубины, чем в городском романсе. 5. Аккомпанемент чаще всего фортепиано. Аранжировки для инструментальной группы или оркестра довольно редки. Музыкальная Поэзия – Цыганский Романс С разделением романсов на определенные категории, как я уже отмечал в предыдущих встречах, ситуация весьма расплывчатая. Но цыганский романс можно определить довольно точно. Цыганский романс это, в основном, романс о жизни и любви русских цыган, плюс все те романсы, которые кто-то когда-то почему-то назвал цыганскими. Цыганский романс может исполняться на русском или цыганском, или на обоих языках вперемежку. Добавлю, что романсы о цыганской жизни и любви могут быть и написаны и исполняемы не цыганами. Во многих отношениях цыганский романс тесно смыкается с русским городским романсом. Цыганские романсы, также как и цыганские хоры и ансамбли, издавна популярны среди русских. Многие русские певцы включали цыганские романсы в свой репертуар. Многие русские певцы и певицы выступали с цыганскими ансамблями. Многие русские романсы, по существу ничего общего с цыганами не имеющие, настолько часто исполнялись цыганскими певцами, хорами и ансамблями, что их со временем стали причислять к цыганским романсам. Так, например, среди цыганских оказались романсы «Утро туманное», «Дорогой длинною», «Твои глаза зелёные», «Очи черные», «Не сердись, не ревнуй», «Живёт моя отрада» и др. Говоря о цыганских романсах, часто также подразумевают специфически цыганскую манеру исполнения, мелодии и интонации, которые вряд ли можно описать в немузыковедческих терминах. Эту специфическую манеру нередко используют многие цыганские певцы и певицы, исполняющие нецыганские романсы. Среди истинно цыганских романсов очень большой процент неизвестного авторства слов и музыки. У цыган нет письменного языка. Цыгане обычно используют письменность тех народов, среди которых живут. Некоторые часто встречающиеся характеристики русского цыганского романса: 1. Разгульность, зажигательность, 2. Вперемежку куплеты на цыганском и русском языке. 3. Специфичные ритмы и интонации 4. Хоровое сопровождене 5. Довольно часто скрипичный аккомпанемент 6. Изменение темпа 7. Рефрены не несущие особой смысловой нагрузки: Ой, нэнэ, нэнэ, нэнэ …; Эх раз, что ли, еще раз, что ли; Тири дари дари да; и т.п. Григорий Генделев, Колорадо Спрингс 2010 http://gendelev.wordpress.com/

Руслан: Русский романс... Сегодня в нашей стране этот жанр, к счастью, уже никак нельзя назвать позабытым-позаброшенным. Интерес к нему растёт год от года. Возрождение внимания и любви публики -- плод усилий многих профессионалов и энтузиастов, сумевших за сравнительно небольшой срок вернуть из забвения это уникальное явление. Русский романс постепенно становится в понимании людей таким же по значимости национальным культурным достоянием, как аргентинское танго для Аргентины, фламенко для Испании, неаполитанская песня для Италии, фаду для Португалии... Его любят и ценят за рубежом. Любят и ценят в нашей стране. Казалось бы, всё прекрасно и замечательно. Но коммерциализация искусства, принявшая в нашей стране особо уродливые формы, делает своё дело. Колоссальный информационный вакуум, созданный центральными СМИ, практическое полное отсутствие профессиональных критиков этого жанра, непрекращающиеся "боестолкновения" поклонников разных исполнителей, возводящих своих кумиров на пьедесталы, достойные разве что небожителей... И как следствие -- "феодальная раздробленность" почитателей и ценителей русского романса. Начиная эту тему, ещё раз внимательно изучил очень интересный ресурс: персональный блог лирического тенора Сергея Русанова -- "Русский романс, русское слово". Форумчане наверняка знают, что этот проект уже был представлен в теме "Из истории русского романса". Но мне бы хотелось, чтобы дискуссия велась не только в плане истории жанра. Гораздо интереснее и актуальнее то, как это преломляется в нашей сегодняшней культурной жизни. Казалось бы, какое отношение история русского романса имеет к сегодняшнему положению вещей? По-моему, самое непосредственное. В качестве отправной точки для обсуждения предлагаю внимательно прочитать один конкретный материал -- заметку "Судьба золушки": часть 1 и часть 2 . Не бойтесь высказывать своё мнение, если эта тема и нынешнее положение русского романса не оставляют вас равнодушными.

Marina: Руслан пишет: Русский романс... Сегодня в нашей стране этот жанр, к счастью, уже никак нельзя назвать позабытым-позаброшенным. Интерес к нему растёт год от года. Руслан , что вы подразумеваете под словом "русский романс"? Рома́нс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. То-есть даже в определении заложено, что романс зародился не в России! Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. В России романс вскоре приобрёл национальные черты. В России вначале «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней». Виды русского романса 1. Городской романс — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования. 2. Цыганский романс. 3. Жестокий романс. 4. Казачий романс. Из Викпедии. Вы какой вид романса имеете в виду?

Руслан: Marina пишет: Вы какой вид романса имеете в виду? Все виды русского романса. Для простоты предлагаю рассматривать деление на (1) классический русский романс и (2) бытовой русский романс. Откуда и как пришел в Россию романс -- весьма интересно. Но не уверен, что это имеет отношение к заявленной теме дискуссии. Шансон во Франции и шансон в России -- разные жанры. Романс в Испании и русский романс -- также разные (хотя и в какой-то степени родственные) жанры. Русский романс -- устоявшееся понятие в музыковедении, не мной придуманное: романс как вокально-поэтическое произведение, написанное для исполнения на русском языке. Разумеется, это определение не полное, поскольку русский романс имеет и определенные жанровые признаки. Что это за признаки? Сошлюсь на диссертацию, которую написала Виктория Евгеньевна Черва (1999): 1. Содержание романса не выходит за пределы лирики, т.е. объектом по знания в данном случае является любовное переживание. 2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением, что характеризует его с точки зрения объема предмета познания (однако, спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность "выбрать" наиболее близкое ему; поэтому романс был и остается одним из самых демократичных жанров художественного творчества). 3. В связи с тем, что романс выражает любовное переживание, он всегда либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своем содержании. 4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность. При этом нельзя говорить об эмоциональной замкнутости в романсе, поскольку он предполагает диалог с любым слушателем. 5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трехгранную структуру, в которой в относительном равновесии находятся слово, музыка и речь. 6. Основной характеристикой романса как музыкального жанра является то, что это вокальное произведение с сопровождением. Таким образом, романс - это изначально диалогичное в своем содержании вокально-поэтическое произведение с сопровождением, выражающее любовное переживание, рассчитанное на камерное исполнение и представляющее собой трехгранную структуру, в которой в относительном равновесии находятся слово, музыка и речь.

Марианна: Руслан пишет: Романс характеризуется только одним лирическим настроением, Вот уж не соглашусь! А как же "Сомнение"? Или "Как хорошо"? Да можно привести не один пример изменения кардинального изменения настроения в пределах одного произведения.

Alarissa1942: Руслан! Мне казалось, что наш форум любителей, интересующихся (в основном) творчеством Евгения Дятлова, а не симпозиум профессиональных музыковедов(?) Слишком много Вы даёте разных ссылок на масштабные статьи вплоть до диссертаций. Да и Ваши посты безбрежны, наполнены такими словами, как: "динамизация", "вокализация" и т.п.. Читать-не перечитать! И не до музыки!

Marina: Alarissa1942 пишет: Слишком много Вы даёте разных ссылок на масштабные статьи вплоть до диссертаций. Alarissa1942 , да вникать в тему, предложенную Русланом, совсем непросто, но мне лично интересно! Просто надо больше времени, чтобы прочитать и осмыслить...

Tamara: Marina пишет: Просто надо больше времени, чтобы прочитать и осмыслить... Марина, а я согласна с Alarissa1942, но вольному - воля.

Marina: Tamara , Alarissa1942, вам не интересно узнать подробнее о русском романсе? Я имею в виду материал "Судьба золушки": часть 1 и часть 2? Руслан пишет: Но коммерциализация искусства, принявшая в нашей стране особо уродливые формы, делает своё дело. Колоссальный информационный вакуум, созданный центральными СМИ, практическое полное отсутствие профессиональных критиков этого жанра, непрекращающиеся "боестолкновения" поклонников разных исполнителей, возводящих своих кумиров на пьедесталы, достойные разве что небожителей... И как следствие -- "феодальная раздробленность" почитателей и ценителей русского романса. Вот эта часть меня не очень интересует, о какой "раздробленности" почитатей русского романса говорит Руслан, я не поняла! И к чему призывает - тоже!

Svoboda: Tamara , мне тоже интересна эта тема. Почему бы не попытаться осмыслить что же такое романс, узнать историю его зарождения в России, если ты любишь этот жанр, слушаешь романсы на концертах? В конце концов участие в любой дискуссии - дело добровольное. Alarissa1942 пишет: Читать-не перечитать! И не до музыки! Alarissa1942 , одно другому не мешает. Можно читать статьи про романс и одновременно слушать эти романсы.

Alarissa1942: Svoboda пишет: ... Можно читать статьи про романс и одновременно слушать эти романсы. Svoboda! Я так не умею! Слушая я должна смотреть на исполнителя! Не так часто у нас мы их видим --- тех, кого хотелось бы! И в текст должна вникать. И... как последняя фраза Травиаты: "Уж поздно!" (Глаза не те, и скорость не та!)

ZINA36: Для сведения. На форуме уже поднималась и обсуждалась эта тема, о русском романсе. И не так давно. Вспомним. Может имеет смысл объединить обе ветки?

Marina: ZINA36 пишет: На форуме уже поднималась и обсуждалась эта тема, о русском романсе. И не так давно. Руслан пишет: Форумчане наверняка знают, что этот проект уже был представлен в теме "Из истории русского романса". Но мне бы хотелось, чтобы дискуссия велась не только в плане истории жанра. Гораздо интереснее и актуальнее то, как это преломляется в нашей сегодняшней культурной жизни. Значит то, что касается истории русского романса будем писать в той теме, а здесь нам Руслан объяснит "как это преломляется в нашей сегодняшней культурной жизни", потому что я этого не понимаю!

ZINA36: Руслан , интересно все. И в теме, которая уже поднималась есть все: и история, и преломление в лице современных и прежних исполнителей романса, и наше отношение к романсу как очень своеобразному слою русской музыкальной. Не стоит дробить эту тему. Она интересна во всех аспектах. Marina, думаю, вы согласитесь с моей точкой зрения.

Marina: ZINA36 пишет: Marina, думаю, вы согласитесь с моей точкой зрения. В принципе, да. Можно расширить предыдущую тему, не Из истории русского романса., а Все о русском романсе!

ZINA36: Marina , согласна. Это будет более объемно.

Руслан: Марианна пишет: Вот уж не соглашусь! А как же "Сомнение"? Или "Как хорошо"? Марианна, и хорошо, что Вы не согласны. Марина попросила меня прояснить перед дискуссией терминологию. Это правильно. Надо заранее договориться о трактовке терминов. Я вкратце это сделал. Мне тоже не очень нравится это изложение признаков жанра. Однако с чего-то надо начинать. Попробуйте дать своё, и Вы поймёте, что тут не всё так просто, как может показаться.

Руслан: Alarissa1942 пишет: Руслан! Мне казалось, что наш форум любителей, интересующихся (в основном) творчеством Евгения Дятлова, а не симпозиум профессиональных музыковедов(?) Слишком много Вы даёте разных ссылок на масштабные статьи вплоть до диссертаций. По-моему, Вы ко мне несправедливы. (Чуть не сказал -- неравнодушны.) Мне представляется, что форум -- это нелинейная структура (в отличие от гостевой): в ней есть разные разделы, разные темы. Если мне нечем поделиться в конкретной теме, я в ней не участвую. Понравится читать -- почитаю. Но не более. Почему же Вы в штыки воспринимаете моё стремление поделиться с форумчанами и посетителями форума конкретикой, а не какими-то домыслами, пересказом чьих-то мнений и обсуждением чьих-то эмоций? Что касается не понятных Вам терминов -- тактично спросите, и я с удовольствием отвечу. А если меня ставят в положение априори виновного, чтобы я по всякому поводу оправдывался, то и не будет такого желания.

Руслан: ZINA36 пишет: Может имеет смысл объединить обе ветки? Видимо я чересчур косноязычен. Полагал, что в преамбуле изложил суть и пояснил, какое это имеет отношение к ранее открытой теме, на которую Вы теперь ссылаетесь. Речь о сегодняшнем дне русского романса. Есть ли в нём те проблемы, которые изложил в преамбуле, -- тут у каждого может быть своё мнение. Так давайте же им делиться и делиться по возможности аргументированно. Поймите, я ведь призываю к дискуссии, к обсуждению, а не к осуждению.

Руслан: Marina пишет: Можно расширить предыдущую тему, не Из истории русского романса., а Все о русском романсе Пожалуйста, только не это. Не надо всё сливать в одну бочку. Смысла в этом, на мой взгляд, нет. Постараюсь сегодня вечером (сейчас, к сожалению, проблемы со временем) ответить всем более развёрнуто.

Руслан: Насколько понял из комментариев форумчан, есть неясности в отношении того, что же конкретно предлагаю обсуждать, к чему призываю и о какой "феодальной раздробленности" идёт речь. Постараюсь сформулировать некоторые тезисы. 1. Коммерциализация искусства пагубным образом сказывается на музыкальной культуре аудитории: ломаются базовые ориентиры, выстраивается система звёзд, исполнитель затмевает автора произведения. 2. Русский романс в силу активной коммерческой популяризации делает серьёзный перекос в сторону бытового романса, практически уничтожая культуру классического русского романса. 3. Засилье в медийном пространстве низкопробной музыки и соответствующих исполнителей существенно повлияло на формирование вкусов: всё, что более-менее в культурном плане противостоит этому засилью, уже воспринимается как живительный источник духовности. Публика не избалована качеством, а в центральные СМИ попадают далеко не самые лучшие авторы и исполнители. 4. Качественных источников информации по русскому романсу крайне мало. Те, которые существуют, нередко скатываются в заангажированность по причине всё той же коммерциализации. 5. Дефицит публичной критики и взвешенного обмена мнениями по проблемам развития романса в России провоцируют "феодальную раздробленность" аудитории: поклонники исполнителей (как и в шоу-бизнесе) нередко становятся фанатами и выбирают себе кумира. Ушедшая было эпоха козлисток и лемешисток (поклонниц Ивана Семёновича Козловского и Сергея Яковлевича Лемешева) возвращается в куда более резкой и непримиримой форме. 6. Конкурсы русского романса превращаются в маркетинговые мероприятия по продвижению соответствующих коммерческих структур. Полагаю, этих пунктов для начала вполне достаточно. Раскрытие некоторых из них имеет, на мой взгляд, непосредственное отношение к заметке Сергея Русанова, которую представил в преамбуле темы.

Руслан: Интересно, неужели все перечисленные выше тезисы настолько бесспорны? Или судя по затишью в обсуждении форумчане предпочитают такие острые вопросы обходить стороной?

ИннаМ: Руслан пишет: Интересно, неужели все перечисленные выше тезисы настолько бесспорны? В принципе, наверное, да. Руслан пишет: Ушедшая было эпоха козлисток и лемешисток (поклонниц Ивана Семёновича Козловского и Сергея Яковлевича Лемешева) возвращается в куда более резкой и непримиримой форме. . Вроде первых "козловитянками" называли, "козлистки" - это уж как-то совсем... . А в остальном - верно. Хотя бОльшая резкость и непримиримость обусловлена, как мне кажется, просто общим падением уровня культуры, а не накалом чувств. Насколько я могу судить по разным, хоть и спорадически посещаемым форумам, такое отношение продиктовано у некоторых фанатов не любовью к кумиру, а скорее ненавистью к тем, кто составляет ему, любимому, конкуренцию. А в остальном тезисы верны, на мой взгляд. Эх, хорошо, когда кто-то может грамотно сформулировать и системно изложить!

Svoboda: Руслан пишет: 1. Коммерциализация искусства пагубным образом сказывается на музыкальной культуре аудитории: ломаются базовые ориентиры, выстраивается система звёзд, исполнитель затмевает автора произведения. Тут практически нечего возразить, можно только спросить - а при чем тут русский романс? Этот постулат верен, в первую очередь, для нашей эстрады! Исполнитель общается со зрителем напрямую, тогда как авторы музыки и стихов только через певцов, поэтому в первую очередь слава достается именно исполнителям. Но если поэты и композиторы действительно талантливы, то они могут стать более знаменитыми , чем вокалисты, исполняющие их произведения. Таких примеров множество, например, Бабаджанян, Зацепин, Рождественский, Дербенев, Пахмутова и т.д. А романсы на стихи Есенина, Рубцова? Кто способен затмить этих гениев?

Руслан: ИннаМ пишет: Вроде первых "козловитянками" называли, "козлистки" - это уж как-то совсем.. Согласен, тут я перегнул палку. ИннаМ пишет: Насколько я могу судить по разным, хоть и спорадически посещаемым форумам, такое отношение продиктовано у некоторых фанатов не любовью к кумиру, а скорее ненавистью к тем, кто составляет ему, любимому, конкуренцию. Верно подметили. Обратите внимание, козловитянки и лемешистки были одержимыми поклонницами наших ведуших оперных певцов. Сегодня подобное в отношении, скажем, Бадри Майсурадзе и Максима Пастера (называю хороших теноров Большого театра) трудно себе представить. Не уверен, что подобной агрессивностью отличаются поклонники, например, Валерия Меладзе и Григория Лепса -- это другой полюс, нынешняя эстрада. А русский романс, который должен пробуждать в человеке возвышенные чувства, порождает буквально ненависть. Уж заведомое неприятие чужих предпочтений -- точно. Но в чём кроются истоки такой ненависти? Не в том ли, что человек, с большим трудом нашедший отдушину во всеобщей какофонии, просто боится, что её кто-то разрушит? Разрушит его веру в новый светоч.

Руслан: Svoboda пишет: Тут практически нечего возразить, можно только спросить - а при чем тут русский романс? Этот постулат верен, в первую очередь, для нашей эстрады! И да, и нет. Почему меня меньше волнует эстрада современная? Я смотрю с позиций немного иных позиций -- не сиюминутных. Подавляющее большинство исполняемых на нашей эстраде вокальных произведений (я не беру ретро) -- музыкальный мусор. Уверен, эта пена со временем сойдёт. И после от неё ничего не останется. А русский романс -- явление непреходящее, вечное. Поскольку в основе своей он опирается не на духовный эрзац, а на настоящий русский мелос и настоящее русское слово. К тому же эстрада продвигается к публике у нас в стране по своим путям, а русский романс -- по своим. И они большей частью не пересекаются. Хотя с переходом русского романса из маргинального положения, с задворок обывательского интереса ближе к центру, методы его коммерческого продвижения заимствуются у эстрады и шоу-бизнеса. Svoboda пишет: Но если поэты и композиторы действительно талантливы, то они могут стать более знаменитыми , чем вокалисты, исполняющие их произведения. Таких примеров множество, например, Бабаджанян, Зацепин, Рождественский, Дербенев, Пахмутова и т.д. А романсы на стихи Есенина, Рубцова? Кто способен затмить этих гениев? А вот эта проблема ещё более серьёзна, поскольку современные исполнители, увы, ценят больше себя любимых, нежели авторов. Исполнители приходят и уходят, а произведения остаются. Но исполнители почему-то считают, что их главная задача -- всенепременно понравиться публике. Дело доходит до того, что на некоторых наших вокальных конкурсах (воочию наблюдал) даже не тратят время на минимальный конферанс -- объявить авторов произведения. Ну а на концертах это уже давно вошло в дурную привычку. Времени видимо на это жалко. Публику может отвлечь...

Руслан: Что касается всеобщей какофонии. Наша эпоха отличается избыточным потоком информации, в котором без маяков-ориентиров (особенно неподготовленному человеку) сложно отделить значимое от пустого, главное от второстепенного. Потому и идёт непримиримая борьба за формирование своих маяков, выгодных тем или иным социальным группам, бизнес-структурам и персоналиям. Мне представляется, что в контексте нашего обсуждения было бы полезно привести важные выдержки из статьи одного музыкального критика. Наше время отличается тем, что в нём невероятно много музыки. Она лезет во все щели, звучит из всех окон, слышится там, где её никогда раньше не слыхали. Есть экономический закон, что когда какого-нибудь продукта очень много, то он дешевеет. Так происходит и с музыкой — она дешевеет как таковая, ее слишком много. Она дешевеет и, кроме того, вульгаризируется. <...> Преизбыток художественных явлений гибелен для искусства. При этом и в актах выполнения и исполнения, и ‹в актах› слушания необходимо «сотворчество» всех. В наше время не стало или уменьшилось число «талантливых слушателей»; слушают кое-как между делом или вместе с делом, безо всякого внимания, небрежно. Слушают бездарно, ибо самая техника новых музыкальных инструментов, наводнивших мир и обративших его в какую-то сплошную музыкальную эстраду, способствует этой бездарности. Музыка сама по себе рождается из великой тишины. Теперь во всем мире же не существует этой великой тишины — есть великий гвалт, и шум, и треск. Из этого гвалта никакое творчество не в состоянии родиться. А то, что рождается, есть какая-то функция этого гвалта, а вовсе не отражение психики творящего. <...> Музыка становится всё более и более подсобным искусством для других искусств (театра, кинематографа, увеселительных искусств), становится более занятием, чем искусством, техническим пособием. Многие тысячи мелких композиторов заняты фабричным изготовлением музыки для надобностей развлекающегося человечества — всё это в плане «продукции», но не творчества. А главное, творческое русло музыки всё мелеет и мелеет. Тут, конечно, не обходится без вездесущих «экономических факторов». Основное русло, «творческое русло» музыки требует от человека героизма и самоотвержения. Оно экономически невыгодно, композитор серьёзный и в доброе старое время, и теперь обречён на экономически жалкое существование. Чем значительнее и оригинальнее композитор, тем ему было и есть труднее жить. Музыкальное творчество — искусство громоздкое, особенно в своих монументальных формах — оно берёт много времени и занимает всю жизнь, а человека не обеспечивает. Несмотря на все технические усовершенствования в области музыки — продвижение композитора на пути известности и признания никаких усовершенствований не испытало. Напротив: теперь ещё труднее даровитому новатору продвинуться сквозь многотысячную толпу бездарностей, завистливых и обычно практически несравненно более сметливых. И героев становится в области искусства всё меньше: большинство предпочитает дешёвую славу и немедленные деньги. <...> Потеряв путь к прямому источнику творчества, гениальность покинула мир. В частности, с музыкой происходит странный процесс: ищут новых звуков и новых звуковых сочетаний, но не ищут того, что порождает именно эти сочетания, — не ищут и не находят в себе самих душевного и духовного мира, который должен был в этих звуках отобразиться. Обеднела психика современного человека, потому что нет уединения, нет молчания в мире, есть суета и прыготня, погоня за скоростью и за мелкими раздражениями нервной системы. Таким образом никогда не может создаться великое искусство. Многие в восторге от того, что теперь можно у себя в комнате слушать оркестр и величайших солистов. На самом деле именно в этой предельной доступности и заключена истинная профанация. Исчезает праздник искусства, его особость, его иерархичность — оно становится буднями, музыкальными буднями. <...> Открытость внутреннего мира, нужная и необходимая для художника, теперь вызывает усмешку и иронию — современный человек становится герметически закупоренным сосудом, наподобие коробки с сардинками. Сквозь эту оболочку никакое искусство не сможет проникнуть. Да и сам композитор современный большею частью в своих сочинениях не присутствует — он его написал, но не сотворил и души своей в него не вложил, потому что и у него она тоже находится в герметической коробке и оттуда не откупоривается. Наблюдается душевный и духовный артериосклероз в мире, какая-то закупорка психических сосудов. Эти строки написаны не сегодня и даже не вчера. Статья была опубликована в 1956 г. в газете "Русская мысль". Её автор -- ученик Николая Сергеевича Зверева (знаменитого пианиста-педагога) и Сергея Ивановича Танеева, музыковед, композитор, профессор математики Московского университета Леонид Леонидович Сабанеев.

Svoboda: Руслан , начну с пожелания - уменьшите, пожалуйста, поток информации, обрушиваемой Вами на наши бедные головы! Невозможно вести дискуссию, когда , не успев отреагировать на одно сообщение, ты уже получаешь следующее, ещё более информативное! В результате теряется нить обсуждения, вести же беседу, одновременно параллельно рассматривая различные аспекты, весьма затруднительно. Возможно Вам привычен такой стиль общения, но мне лично нравится последовательный стиль. Руслан пишет: Хотя с переходом русского романса из маргинального положения, с задворок обывательского интереса ближе к центру, методы его коммерческого продвижения заимствуются у эстрады и шоу-бизнеса. Руслан , а Вам бы хотелось чтобы романс так и пребывал на задворках? Вы считаете, что это элитарное искусство и не следует допускать до него широкие массы? Иногда можно что-то позаимствовать и у эстрады, не все же там так безнадежно плохо. Руслан пишет: современные исполнители, увы, ценят больше себя любимых, нежели авторов. Исполнители приходят и уходят, а произведения остаются. Но исполнители почему-то считают, что их главная задача -- всенепременно понравиться публике. Нравится публике - это одно из слагаемых успеха артиста, с этим Вам придется смириться. Вот не люблю я этих обобщений! Из Ваших слов можно заключить, что все исполнители абсолютно одинаковы в своем отношении к авторам, но ведь это не так. Например, Сергей Зыков всегда пишет имя композитора на своих афишах ! А вот так выглядит диск Сергея Зыкова.

Svoboda: Руслан пишет: Дело доходит до того, что на некоторых наших вокальных конкурсах (воочию наблюдал) даже не тратят время на минимальный конферанс -- объявить авторов произведения. Ну а на концертах это уже давно вошло в дурную привычку. Времени видимо на это жалко. Публику может отвлечь... Опять же напишу про Сергея Зыкова. На его концертах не только объявляют композиторов и поэтов, а даже между исполнением романсов и песен ведущий концерта рассказывает о жизни , например, Есенина, Бабаджаняна или Рубцова, читают стихи и показывают фотографии тех, кому посвящен концерт, их родных мест, русской природы! Каждый может сам убедиться в справедливости моих слов, сходив на концерт Сергея. Достойный пример для подражания!

Alarissa1942: Руслан пишет: Многие в восторге от того, что теперь можно у себя в комнате слушать оркестр и величайших солистов. ...именно в этой предельной доступности и заключена истинная профанация. Исчезает праздник искусства... — оно становится... музыкальными буднями. Руслан! Автор статьи вероятно не представляет, что существует немало людей, которые желали бы, но по различным причинам не имеют возможности присутствовать на таких концертах.

Alarissa1942: Svoboda пишет: Руслан! начну с пожелания - уменьшите, пожалуйста, поток информации, обрушиваемой Вами на наши бедные головы... Svoboda! Полностью согласна с Вами! Пробовала выделить цитату из Вашего сообщения --- слова не выкинешь! Только что посмотрела запись трансляции из БКЗ "Октябрьский" концерта Евгения Дятлова, состоявшегося 27.11.2008. Как ни странно, он тоже перед номерами называет имена авторов произведений. Следуя тактике Руслана вести дискуссию, можно в теме "Берегите здоровье" выбрать для примера диссертацию по медицине, а в разговоре на тему, как правильно дарить цветы--- диссертацию по ботанике и т.д.

ZINA36: Руслан пишет: Статья была опубликована в 1956 г. в газете "Русская мысль". Alarissa1942 пишет: Автор статьи вероятно не представляет, что существует немало людей, которые желали бы, но по различным причинам не имеют возможности присутствовать на таких концертах. Лариса замечание совершенно справедливо! Но ведь это 1956 год. Даже москвичи тогда не имели возможности ходить на все концерты любимых певцов. А ТВ и вовсе было на уровне КВН да и то далеко не у всех. Сейчас все шагнуло вперед, но все равно далеко не у всех есть возможность часто ходить в концертные залы. Выручают любительские съемки. Это лучше, чем ничего.

Руслан: Svoboda пишет: Руслан , начну с пожелания - уменьшите, пожалуйста, поток информации, обрушиваемой Вами на наши бедные головы! Неужели поток столь велик? Ссылка на статью Сергея Русанова (которую судя по обсуждению ещё похоже и не читали), 6 тезисов, целых 2 сообщения с пояснениями (в сумме аж 19 строчек!) да ещё явно приведённая не к месту гигантская выдержка из Л.Л.Сабанеева о музыке. Там видимо вообще читать нечего -- одно бессмысленное словоблудие. И впрямь, что это я так вас напрягаю всякой бессмыслицей... Я же говорил, что человек прямой -- говорю, как есть. Так что не обижайтесь. Помнится, 7 января кто-то обещал мне взять тайм-аут на ответ в теме по Ярославу Евдокимову. Сегодня исполнилось ровно 2 недели. Там вроде бы проблема была несложная -- пиар Дмитрия Певцова. Но... стоит просто гробовая тишина.

Руслан: Alarissa1942 пишет: Руслан! Автор статьи вероятно не представляет, что существует немало людей, которые желали бы, но по различным причинам не имеют возможности присутствовать на таких концертах. Посмотрите, пожалуйста, в каком году написана статья. Автор действительно этого себе не представляет: он умер в 1968 г. Как Вы полагаете, если у человека есть возможность всё интересное ему слушать и смотреть не выходя из дома, он этим не воспользуется? Воспользуется. Пойдёт ли он тогда на живой концерт -- кто знает. Понимает ли он, что теряет при таком "потреблении" духовной пищи? Полагаю, чем дальше, тем меньше понимает. Мне нужно Вам доказывать, что театральные спектакли почти бессмысленно транслировать? Что это эрзац по отношению к реальному спектаклю? В случае невозможности попасть -- да, это определённый выход. Но речь ведь о другом. Так что Вас так удивляет в позиции Л.Л.Сабанеева?

ZINA36: Руслан пишет: Мне нужно Вам доказывать, что театральные спектакли почти бессмысленно транслировать? Что это эрзац по отношению к реальному спектаклю? Этого никому доказывать не нужно. Все понимают что к чему. Но реальность остается реальностью.

Alarissa1942: Руслан пишет: ...статью Сергея Русанова (которую судя по обсуждению ещё похоже и не читали)... Руслан! И статью Русанова читала, и внимание на то, в каком году была написана статья Л.Л.Сабанеева, обратила... Ничего плохого не нахожу в том, что в те времена транслировали спектакли по радио! Однако смысл сказанного в статье можно отнести и к нашему времени --- так я поняла вашу цель приведения этой статьи. Но нигде не нашла высказываний Вашего личного отношения к тому, о чём Вы пишете. Одни упрёки, мол, этого вы не желаете знаеть, да то не хотите читать...

Svoboda: Руслан пишет: Помнится, 7 января кто-то обещал мне взять тайм-аут на ответ в теме по Ярославу Евдокимову. Сегодня исполнилось ровно 2 недели. Там вроде бы проблема была несложная -- пиар Дмитрия Певцова. Но... стоит просто гробовая тишина. Я помню о своем обещании, но нет возможности выделить несколько часов для изучения предоставленного материала. Эти дни задействована в роли домоправительницы в семье с тремя детьми (родители улетели отдыхать в Америку), 20-го января ходили с ребенком 5-ти лет на концерт"Наши святки" в православный театр "Странник",21-го - в Эрмитажный театр на балет "Щелкунчик", а с завтрашнего дня на работу с 10.00 до 22.00. Получается, что мне приходится как бы оправдываться. А тем временем появляются все новые сообщения, на которые можно было бы отреагировать, но...когда? Потому и прошу метать пореже, либо не ждать ответа.

Руслан: Svoboda пишет: Получается, что мне приходится как бы оправдываться. Как я понимаю, проблема не в недостатке времени, а попросту в мотивации, в желании. Прошло ещё три недели. Результат -- всё тот же. Без обид. Просто констатирую факт.

Руслан: Заранее приношу свои извинения за то, что пишу в этой теме, но именно она оказывается, пожалуй, наиболее подходящей к сложившейся ситуации. О которой и хочется высказаться. Извиняюсь за прямоту, но ничего личного. То, что произошло в эти дни с обсуждением в ветке Евгения Южина, печально. Печально, что мы не слышим или не хотим слышать иные точки зрения, что мы давили и продолжаем давить в зародыше любые шаги, направленные на развитие данного сайта в сторону охвата творчества исполнителей русского романса и лирической песни. Для начала важно администрации определиться с тем, что это за ресурс. Если он посвящён исключительно Евгению Дятлову и даёт снисходительно возможность обсуждать все иные вопросы мира музыки только сквозь эту призму -- надо это чётко прописать в правилах. Лично для себя со всей определённостью пойму, что мне тут делать нечего -- попросту жалко на такое тратить своё время. Поклонником Дятлова не являюсь, уж извините. Думаю, и другие форумчане тоже смогут определиться. Если форуму не нужны новые участники, если он считает разумным вариться в собственном соку -- что же, это нормальный выбор. Но надо с этим определиться. Дабы у других не было в будущем обманутых ожиданий. И дабы подобные конфликты не разгорались. Дело не в личностях. Не в конкретном исполнителе (к нему отношусь больше со скепсисом) и не в активных его поклонниках. Дело в правилах игры. Если такие правила не в силах регулировать достойно подобные ситуации, значит, надо сделать выводы и внести необходимые коррективы. Конфликт интересов -- извечная проблема и по возможности желательно разрешать её профилактическими мерами, а не хирургическим путём с последующим вскрытием. Ещё раз приношу извинения за резкость. С уважением, Руслан

Svoboda: Руслан ,не советую развивать большую активность, иначе Вашу ветку просто напросто закроют!

Руслан: Svoboda пишет: Руслан ,не советую развивать большую активность, иначе Вашу ветку просто напросто закроют! На этом активность приостанавливаю. Пока не будет внесена ясность. Если есть желание правила скорректировать публично -- пусть администраторы выделят соответствующую ветку. Если будет конфликт разрешаться приватно -- без проблем. Но ситуация зашкаливает. Я же умолкаю...

Svoboda: Руслан пишет: Но ситуация зашкаливает. Согласна полностью! Не могу понять, как Марина могла договорится до такого ? Диктатура ? Произвол? Видимо все сразу!

ZINA36: Руслан , о каких таких особых правилах Вы говорите? Форум называется "Все о ЕВГЕНИИ ДЯТЛОВЕ" Что еще нужно? Просто обычные этические правила. И все. Если Вам хотелось бы развития и точки приложения своей фонтанирующей энергии, кто мешает открыть НОВЫЙ РЕСУРС нужного Вам направления? Туда могут придти люди, которых это все будет интересовать. Возможно, с этого ресурса тоже. Не надо становиться в позу обиженного человека. Все гораздо спокойнее и проще.

Svoboda: ZINA36 , Вы не совсем правильно оцениваете ситуацию, видимо ввиду отсутствия общения на форумах, кроме данного. ZINA36 пишет: Форум называется "Все о ЕВГЕНИИ ДЯТЛОВЕ" Что еще нужно? Просто обычные этические правила. И все. Тогда объясните мне почему и Вам, и Марине можно писать о других певцах, развивать другие темы, а кому-то из неугодных вам людей это запрещается? Потому, что это кого-то раздражает?

Руслан: ZINA36 пишет: Просто обычные этические правила. Видите ли, я не привык жить по понятиям. Сформулируйте правила, которые нарушали мои публикации по Евдокимову, публикации по Южину. Обратите внимание, я обсуждаю проблемы, факты, мнения, но не личности. А на этом форуме переход на личности стал уже традицией. Не стоит ли задуматься всерьёз о том, к чему это приводит? Что касается администрирования: есть непреложное правило -- любой модератор должен быть нейтральным и не участвовать в обсуждениях, иначе всегда есть соблазн рулить по понятиям. Это касается любого форума. Если же приходится совмещать участие с модерированием, надо особенно трепетно относиться к букве и духу правил. Странно, что всё это нужно здесь излагать. Правила регулируют конфликт интересов. Пока его нет, можно жить и по понятиям. Что касается Вашего пожелания относительно нового ресурса, то обещаю над этим подумать. В этом есть определённый резон.

Svoboda: Руслан пишет: Что касается Вашего пожелания относительно нового ресурса, то обещаю над этим подумать. В этом есть определённый резон. ZINA36 , может быть всем, кто пишет не только о Евгении Дятлове надо убраться с этого форума? Об этом мечтаете Вы с Мариной?

ZINA36: Руслан пишет: Что касается Вашего пожелания относительно нового ресурса, то обещаю над этим подумать. В этом есть определённый резон. Ну вот и славно. Все остальное -не более, чем философия, на мой взгляд. Привычки каждого человека, касающиеся его лично- это особая материя. Но мы находимся в социуме, и с этим необходимо считаться, а не ставить личные привычки превыше всего.

ZINA36: Svoboda пишет: может быть всем, кто пишет не только о Евгении Дятлове надо убраться с этого форума? Об этом мечтаете Вы с Мариной? Не перегибайте палку. Прямо , как большевики в 17 году: или все или ничего! Давайте будем поспокойнее!

Marina: Руслан пишет: Если есть желание правила скорректировать публично -- пусть администраторы выделят соответствующую ветку. Руслан , в правила будут внесены дополнения, на это нужно время! Руслан пишет: Для начала важно администрации определиться с тем, что это за ресурс. Если он посвящён исключительно Евгению Дятлову и даёт снисходительно возможность обсуждать все иные вопросы мира музыки только сквозь эту призму -- надо это чётко прописать в правилах. Да, форум посвящен Дятлову, но возможность обсуждать все иные вопросы мира музыки остается!

Svoboda: ZINA36 пишет: Ну вот и славно. Понятно. Моя догадка верна. ZINA36 пишет: Все остальное -не более, чем философия, на мой взгляд. Привычки каждого человека, касающиеся его лично- это особая материя. Но мы находимся в социуме, и с этим необходимо считаться, а не ставить личные привычки превыше всего. А это о чем?Очевидно для всех, кто здесь не хочет считаться с другими," находясь в социуме".

ZINA36: Svoboda пишет: Понятно. Моя догадка верна. Ничего Вы не поняли. Просто передернули мои слова, адресованные Руслану. Он понял, а Вы как будто нет. Вторая приведенная Вами цитата тоже адресована ему как человеку, не привыкшему жить "По понятиям". А как еще жить в социуме?

Svoboda: ZINA36 , это Вы ничего не поняли в силу своей наивности. "По понятиям" живут в тюрьме! Там пахан диктует свои законы всем остальным! Вы к этому призываете?

ZINA36: Svoboda , если Вы внимательно читали пост Руслана , то заметили , что в контексте "Жить по понятиям" звучит у него совсем не как тюремный жаргон, а как нежелание считаться со взглядами других людей. Я так его поняла. А мою "наивность" оставьте при мне. Я не вчера родилась, и мне объяснять, что есть что не надо.

Svoboda: ZINA36 , я была очень внимательна! Руслан пишет: Что касается администрирования: есть непреложное правило -- любой модератор должен быть нейтральным и не участвовать в обсуждениях, иначе всегда есть соблазн рулить по понятиям. Вот именно это сейчас и происходит на нашем форуме! Печально.

Tamara: Руслан пишет: Лично для себя со всей определённостью пойму, что мне тут делать нечего... Думаю, и другие форумчане тоже смогут определиться Руслан! Наконец то Вы определенно поняли. "Другие форумчане" давно определились, потому что они пришли сюда согласно названию "Все о Евгении Дятлове" Я лично не вступала в эту полемику, надеялась, что Вы сами остановитесь. Кажется, время пришло. С уважением ко всем.

Svoboda: Руслан пишет: То, что произошло в эти дни с обсуждением в ветке Евгения Южина, печально. Печально, что мы не слышим или не хотим слышать иные точки зрения, что мы давили и продолжаем давить в зародыше любые шаги, направленные на развитие данного сайта в сторону охвата творчества исполнителей русского романса и лирической песни. Приходится признать, что оказывается действительно интересы многих форумчан во главе с Мариной ограничиваются неустанным восхвалением одного единственного поющего актера Евгения Дятлова. Можно, конечно, писать и о других певцах, но... только в темах, начатых Мариной, и в рамках, установленных ею же. Не советую никому нарушать этот закон. Наказание последует незамедлительно. Руслан пишет: Для начала важно администрации определиться с тем, что это за ресурс. Если он посвящён исключительно Евгению Дятлову и даёт снисходительно возможность обсуждать все иные вопросы мира музыки только сквозь эту призму -- надо это чётко прописать в правилах. Разумное предложение! Дабы не вводить никого в заблуждение, что здесь форум, на котором можно высказываться всем по интересующим их вопросам.

Marina: 3.3. Участникам ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 3.3.20. Обсуждать действия представителей Администрации форума или спорить по поводу их решений в общей теме. Svoboda Следующим будет бан, как это не печально!

Alarissa1942: Руслан пишет: ...печально, что мы... продолжаем давить в зародыше любые шаги, направленные на развитие данного сайта в сторону охвата творчества исполнителей русского романса и лирической песни. Руслан! Кто "давит"? Вы предложили обсуждать то ли одно произведение в исполнении разных певцов, то ли различные произведения в исполнении одного артиста??? В теме :"Украинские народные песни" приведённый пример для Вас не то, что Вы имеете в виду(?) Предложение Галине в теме Южина перенсти на эту ветку романс "Не обмани" в исполнении различных певцов --- тоже не то, что Вы имеете в виду?... Приведите хоть один пример такого обсуждения и было бы ясно, что Вы имеете в виду? Пока же только упрёки:"вы не хотите" да "вам не интересно"... Или:"Интересен весь спектр мнений..." (Долго пересказывать, см. пост от 09,02.12г. в 00:03 в теме Южина.) Начните же, наконец, обсуждения этого "спектра"! А мы "подпоём"!

ZINA36: http://kkre-51.narod.ru/utro_t.htm Из истории создания романса "Утро туманное". Мне кажется интересным.

Alarissa1942: ZINA36! Очень интересный рассказ! Жаль, что в те годы, когда пела Полина Виардо, не было возможности сделать запись!

Alarissa1942: Валерий Агафонов. Утро туманное. Евгений Дятлов. Утро туманное.

ZINA36: Alarissa1942 , большое спасибо за все три записи. Все три-одна другой лучше. Ролики тоже хороши.

ZINA36: Вот еще нашла очень интересную подборку " Из истории русского романса". Текст сопровождают записи замечательных исполнителей прошлого и современных молодых исполнителей. Поют Георгий Виноградов и Андрей Иванов, Ф.И.Шаляпин, С.Я.Лемешев, Павел Баранский, Олег Погудин, Софья Преображенская, Надир Ширинский, Юрий Гуляев, Петр Захаров. http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=147758 Слушайте, читайте, наслаждайтесь.

Alarissa1942: ZINA36! Шикарная подборка!

Белочка: Alarissa1942 пишет: Шикарная подборка! ZINA36 ,спасибо,очень интересно почитать о романсе. Сергей Русанов ведет блог Русский романс,русское слово Русский романс – история, поэзия, композиторы, исполнители. http://blog.romansia.ru/main/ Ещё хотелось бы поделиться,думаю -это интересно : Вечер русского романса XIX–XX веков "Как упоительны в России вечера" - презентация, автор -Никулина Елена Анатольевна,учитель географии. Звучит композиция группы “Белый орел” “Как упоительны в России вечера”. Показ слайдов “Природа России”. Входят гости, рассаживаются. Ведущая: Как бы не изменилась жизнь на протяжении последнего времени, всегда остаются вечные ценности. Песни, романсы, баллады – эти и другие жанры музыкально-поэтического творчества были и остаются ничем не заменимой частью русской художественной культуры. Доступные самым широким кругам общества, они равно волнуют и тех, кто равнодушен к другим видам искусства, и людей искушенных в философии, науке, поэзии, музыке. Здравствуйте, уважаемые гости. Добро пожаловать на наш сегодняшний вечер, посвященный русскому романсу. Ведущий: РОМАНС – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира и т.д. содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Ведущая: Корни романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII–XIV веков. Песни любовного плана исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – “романс”. Звучит Неаполитанский романс. Ведущий: (Показ слайдов “Русские поэты”). Романсы писали такие мировые музыкальные классики, как Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист. Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву и в творчестве русских композиторов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова. В романсах, вероятно, наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. Основателями жанра русского романса принято считать Н.С. Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гумилева, чье творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова. Из пушкинских песен до сих пор наибольшей популярностью пользуется "Зимний вечер" ("Буря мглою небо кроет..."), звучавшая в исполнении Яковлева на встречах лицеистов. Среди алябьевских шедевров "Соловей" Дельвига, "Вечерний звон" Ивана Козлова, "Что затуманилась, зоренька ясная" Вельтмана и, конечно же, пушкинские "Ворон к ворону летит", "Зимняя дорога" ("Сквозь волнистые туманы..."), "Предчувствие" ("Снова тучи надо мною... "), "Узник" ("Сижу за решеткой в темнице сырой... "). Очень известны романсы "Черная шаль" на стихи Пушкина и "Колокольчики" ("Вот мчится тройка удалая...") на стихи Федора Глинки. Звучит романс на стихи Ф. Глинки “Колокольчики” (“Вот мчится тройка удалая…”) Ведущая: Интересен переход профессионального романса в бытовой. Часто поющая масса активно вносила поправки, приближая авторское произведение к общим бытовым моделям. Так были приняты в массовую культуру многие “дилетантские” романсы XIX - начала XX века. При этом бытовая культура чутко относилась к мельчайшим деталям, часто “бракуя” произведение как романс и его в разряд песни. Так, например, анонимный и “недостаточно романсовый” романс “Не слышно на палубе песен” быстро превратился в популярную песню “Раскинулось море широко”. Ведущий: Казалось бы разновидностей бытового романса множество: “мещанский”, “сентиментальный”, “цыганский”, “старинный”. Однако “мещанский романс” — не что иное, как высокомерное отношение к обычному бытовому романсу. Ведущая: Противоположная оценка сопровождает “старинный романс”. Это название пытается освятить романс давностью, намекнуть на благородность его происхождения. На самом деле самым старым из “старинных романсов” не более 150 лет. А большинство из них вообще сочинены в начале XX века. Ведущий: “Жестокий” и “сентиментальный” романсы — это крайние точки на эмоциональной шкале. Причем эмоциональность здесь чаще касается не столько самого произведения, сколько его исполнения. Между “жестокостью” и “сентиментальностью” располагаются практически все исполнительские манеры бытового романса. Ведущая: Лишь немногие русские поэты писали преимущественно стихи предназначенные для пения, или подражали народным песням, были поэтами-песенниками – М. Попов, Ю. Нелединский – Мелецкий, А. Мерзляков, А. Дельвиг, Н. Цыганов, А. Кольцов… Гораздо больше таких поэтов, чьи стихи стали популярными романсами, хотя сами авторы не прочили им песенную судьбу. звучит романс на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной”. Ведущая: Особенно удивительна и завидна участь поэтов, чьи имена в русской поэзии забыты и стихи затеряны в старых альманахах или нотных изданиях, а из всего, что было написано ими, сохраняется в памяти потомства и передается из поколения в поколение только то, что обрело песенную жизнь. Например “Вот мчится тройка почтовая”, Иногда это лишь одна песня, но настолько популярная, что автор её заслуживает, чтобы имя его было с благодарностью названо. А между тем в современных сборниках песен и романсов такие произведения часто печатаются с обозначениями: “слова неизвестного автора” или даже “слова народные”. Ведущий: То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами. Белой акации гроздья душистые Вновь аромата полны, вновь разливается песнь соловьиная в тихом сиянии чудной луны! Помнишь ли лето: под белой акацией Слушали песнь соловья?.. Тихо шептала мне чудная, светлая: “Милый, поверь мне!.. навек твоя”. Годы давно прошли, страсти остыли, Молодость жизни прошла, Белой акации запаха нежного, Верь, не забыть мне уже никогда… Предположительно эти строки были написаны А.А. Пугачёвым. И год создания данного произведения точно не установлен 1902 г или 1916 г Ведущая: Во второй половине XIX века возникает новый жанр – цыганский романс. Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Это все тот же русский бытовой романс, но своеобразно исполненный. Ведущий: В то же время широкое распространение получило выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами. Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу страстной любви. (Включается показ слайдов “Цыганское) Я.П. Полонский (1853 г.) Песня цыганки Мой костер в тумане светит, Искры гаснут на лету… Ночью нас никто не встретит, Мы простимся на мосту. Ночь пройдет - и спозаранок В степь, далёко, милый мой, Я уйду с толпой цыганок За кибиткой кочевой. Звучит романс из кинофильма Жестокий романс “Мохнатый шмель”. Ведущая: Нам сегодня трудно даже представить песенно-романсовый бум, разразившийся во второй половине XIX – начале XX века. Например, не самый популярный романс “Почему я безумно люблю” (Б. Гурович) прошел цензуру в 1900 году и до 1915 года выдержал около тридцати изданий, то есть выходил в среднем два раза в год. В начале XX века современник А. Блока писал: “о бытовом романсе, пожалуй, и говорить не стоило бы, если бы он, сверх ожидания, не имел колоссального влияния на целую полосу русской жизни. Бытовой романс лучше всего узнается по его содержанию. У романса только одна тема – “любовь”. Природа, город, даже дружба романсу не нужны сами по себе. Природа лишь помогает или мешает любви, город – только фон любви. А романсовый друг – это всегда “милый друг”. Ведущий: Вот здесь-то и выявляется различие между романсом и песней. Песня может быть исторической или патриотической, сатирической или лирической. Романс же не замечает социальных процессов вообще. В романсе нет революций и войн, нет борьбы и истории. Более того, законы романсового мира строго запрещают все официальное, и так же строго культивируют все интимное. Причем романсовое интимное всецело сосредотачивается на состоянии любви. А точнее, на состоянии влюбленности. (Слайды “Русский сад”) А.А. Фет (2 августа 1877 года) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, и так хотелось жить, чтоб звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. звучит романс “Не говорите мне о нем”. Ведущая: Самое главное в романсе – интонация, доверительная, но не фамильярная по отношению к слушателю; она – достоинство русского романса. В ней заключено неуловимое обаяние романса. Интонация эта находится на стыке двух культур: первая – европейская, от нее галантность и благородство, вторая – русская, от которой неподдельная глубина и искренность переживаемых чувств. А в результате получается элегичное настроение, светлая грусть. "я вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим" А. С. Пушкина и "в моем письме упрека нет, я вас по-прежнему люблю" Н. Венгерской. Ведущий: Всплеск романсовой лирики наступает в моменты необычайно пристального внимания к личным, интимным сторонам жизни. В России таких эпох было две – конец XIX века и годы Великой отечественной войны в XX веке. Первый период для русской культуры характерен тем, что пафос дворянской государственности иссяк, дворянство как общественная сила перестало существовать, и все накопленные духовные ценности были перенесены в мир личный, интимный. Отсюда берет начало и лирика А. Блока, и проза (и драматургия) А. Чехова. Они, как никто другой, точно уловили момент перехода социальных ценностей дворянской России в личностные. Если раньше дворянин – это общественное положение, то теперь – тип личности. И это разобщение воспринималось как Судьба, мешающая счастью двух конкретных людей. Ведущая: В середине же XX века, в годы войны, жизнь человека почти всецело зависела “от случая”, “от Судьбы”. Главное же – война разделила народ на “женщин без мужчин” и на “мужчин без женщин” (Э. Хемингуэй). Интимная близость стала неслыханной утопией. Даже лирика превратилась в письмо, в переписку. Ведущий: Именно в это время советская песня претерпевает быстрое превращение в романс. “Темная ночь”, “Жди меня”, “В лесу прифронтовом”, “Землянка” – все это типичные бытовые романсы советского времени. И миллионы людей пели “Бьется в тесной печурке огонь...”, нимало не задумываясь, что такая знакомая печурка просто заменила здесь традиционный романсовый камин XIX века. Звучит романс “Темная ночь". Ведущая: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. Слова о том, что трогает душу каждого человека. В.И. Красов “Звуки” (1835г) Они уносят дух – властительные звуки! В них упоение мучительных страстей, В них голос плачущей разлуки, В них радость юности моей! Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не властен утолить. Душа безумная томится и желает – И петь, и плакать, и любить… Ведущая: Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова “Жестокий романс” в исполнении удивительной певицы Валентины Понамаревой. Ведущий: Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает! Предлагаем вашему вниманию танцевальную композицию. Звучит романс в исполнении А. Маршала и Ариадны “Я тебя никогда не забуду” из оперы “Юнона” и “Авось”. Ведущий: В течение жизни люди время от времени обращаются к лирическим произведениям как способу выражения своих чувств и мыслей… Романс - это неожиданное познание себя. Вот этим и определяется ценность и неповторимость русского романса для современного человека. Александр Блок. Я никогда не понимал Искусства музыки священной, А ныне слух мой различал, В ней чей-то голос сокровенный Я полюбил в ней ту мечту И те души моей волненья, Что всю былую красоту Волной приносят из забвенья. Под звуки прошлое встает, И близким кажется и ясным: То для меня мечта поет, То веет таинством прекрасным. Ведущая: Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого. На этом наш вечер заканчивается. До новых встреч. http://festival.1september.ru/articles/597114/ История одной песни. Песня «Белой акации гроздья душистые». Видео и аудио Медиа-часть нас радует большим разнообразием исполнителей, при этом отрадно, что все четыре главные ветви исходного цыганского романса "Белой акации гроздья душистые« оказались в наличии. http://www.historyonesong.com/2010/05/belaya_acacia_3/

ZINA36: Белочка, эта тема, как раз начиналась в феврале 2010 года с публикации Сергея Русанова. Персональный блог Сергея Русанова "Русский романс, русское слово." Сергей обратил на это внимание. sergunya -это его ник. Ссылка, приведенная в начале, и была тем, что сейчас преобразовалось в официальный сайт Сергея Русанова. А блог под отдельной ссылкой, приведенной Вами. В любом случае, читать его публикации всегда интересно и познавательно. Он умный, сведущий, увлекательный рассказчик. Я не стала больше перепечатывать оттуда материалы, потому что мне показалось это не совсем этичным. Может быть, я слишком щепетильна. У нас есть на форуме страница, посвященная вокальному творчеству Сергея и Натальи Русановых. Не думаю, что туда имеет смысл перепечатывать его статьи о романсах. Пусть уж все будет сконцентрировано здесь, в этом специальном разделе. И не только авторства Русанова, а вообще все, что получится найти и покажется интересным.

Tamara: ZINA36 пишет: что удастЬся найти и покажется интересным. Мягкий знак здесь лишний! Уверена, что это "очепятка"

ZINA36: Tamara , в вопросе правописания Вы, возможно, правы. Поэтому я заменила это слово на другое, в котором правописание однозначно. А по существу, интересна эта информация или нет?

Белочка: ZINA36 пишет: по существу, интересна эта информация или нет? Информация очень интересная , на мой дилетантский взгляд..Но видно,проще указать на ошибки в правописании,чем высказаться по-существу.

ZINA36: Белочка , не будем придавать этому слишком большого значения. Кому интересно, почитает и послушает. Думаю, получит удовольствие и новые знания и эмоции. Спасибо Вам.

Alarissa1942: Евгений Дятлов. Звёзды на небе. ( История романса) http://rusklarom.narod.ru/vvd.htm

Marina: Alarissa1942 пишет: ( История романса) Да, история романтическая! Интересно, что цитата: то легко предположить, что и романс "Снился мне сад" сразу же прозвучал в мужском варианте. Здесь надо оговориться, что в XIX веке и в начале XX было принято не делить строго репертуар песен и романсов на мужской и женский, одно и то же произведение исполняли и певцы, и певицы - даже без изменения слов. Только в последние десятилетия такое разделение стало более или менее строгим.

Alarissa1942: Marina пишет: Здесь надо оговориться, что в XIX веке и в начале XX было принято не делить строго репертуар песен и романсов на мужской и женский Marina! Думаю, имело значение в 19 веке строгое соблюдение литературного и музыкального текста автора(?) Мне милее всё же, когда слова соответствуют тому, к кому обращены.

Tamara: : Белочка пишет: .Но видно,проще указать на ошибки в правописании,чем высказаться по-существу. На даче был плохой инет, поэтому я пропустила эти посты: Во первых я указала не на "ошибку", а опечатку, не нужно усугублять. Отвечаю на вопрос: инфа интересная, но я читала её раньше у Русанова (он там ещё что то о пении Дятлова говорил, на что ему возразили: у каждого своё прочтение) добавить мне было нечего, поэтому я ничего и не написала. Да и инет очень плохой был. А сейчас идёт концерт в КЗЧ и мне ничего, кроме этого не идёт на ум, жду отзыв Зины, как всегда обстоятельный и "правильный". Можно с опечатками, я уверена в грамотности Зины.

ZINA36: Интересная передача о песне М.П.Мусоргского о Блохе. http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4299/ А здесь премьера "Песни о блохе" в исполнении Е. Дятлова в ММДМ 21. 12. 2013 года

Alarissa1942: ZINA36 пишет: А здесь премьера "Песни о блохе" в исполнении Е. Дятлова в ММДМ 21. 12. 2013 года ZINA36! С удовольствием послушала в очередной раз!



полная версия страницы