Форум » Любимые песни из разных программ Евгения Дятлова . Отзывы о концертах в других городах » Казачья песня "Не для меня". » Ответить

Казачья песня "Не для меня".

Svoboda: Не для меня Не для меня придёт весна, Не для меня Дон разольётся, И сердце девичье забьётся В восторге чувств не для меня. Не для меня бегут ручьи, Текут алмазными струями, Там девка с чёрными бровями, Она растет не для меня. Не для меня цветут сады, В долине роща расцветает, Там соловей весну встречает, Он будет петь не для меня. Не для меня куют коня, И ветер гривою играет, Его куют, а он не знает: Его куют не для меня. Не для меня придёт Пасха, Родня за стол вся соберётся, Вино по рюмочкам польётся - Такая жизнь не для меня. А для меня кусок свинца, Он в тело белое вопьётся, Слеза горючая прольётся. Такая жизнь, брат, ждет меня. Евгений Дятлов "Hе для меня" концерт в Питере 28.07.10 концерт "Подберу музыку..." ДК Горького в Санкт-Петербурге НЕ ДЛЯ МЕНЯ ПРИДЕТ ВЕСНА Слова и музыка А. Гадалина Не для меня придет весна, Не для меня песнь разольется, И сердце радостно забьется В восторге чувств не для меня. Не для меня река, шумя, Брега родные омывает, Плеск кротких волн душу ласкает: Она течет не для меня. Не для меня в стране родной Семья вкруг Пасхи соберется, «Христос воскрес» - из уст польется, День Пасхи, нет, не для меня. Не для меня луна, блеща, Родную рощу осребряет, И соловей ее встречает: Он будет петь не для меня. Но для меня придет весна, Я поплыву к брегам абхазским, Сражусь с народом я тогда, Там пуля ждет давно меня. Из репертуара Анастасии Вяльцевой (1871-1913) [more]Биографические данные об. "А. Гадалине" не установлены; под эти именем романс появился в печати на грани XIX-XX веков. Вообще, он более ранний. Текст восходит к стихотворению А. Молчанова, написанного в 1838 году (времена Кавказской войны) на флагмане Черноморского флота "Селистрия" (а потому есть предположение, что Молчанов был морским офицером). Музыку создал в начале 1840-х Николай Девитте. К концу XIX века информация о первоначальных авторах затерялась. Романс подвергся фольклоризации и стал популярной народной песней - ее варианты см. ниже, причем герой гибнет не обязательно на войне - иногда при побеге на каторжном этапе. В популярных ныне вариантах обычно упоминается река Дон ("не для меня Дон разольется..."), но известны и другие версии - "Не для меня Буг разольется" и так далее. Есть ответный романс – «И для меня придет весна» (музыка Н. Бурмачевского, слова В. Лугаковского). Существуют также переделки времен Первой мировой и Гражданской войны - см. белогвардейскую дальневосточную "Не для меня реки текут". Из сб. Антология военной песни. Сост. и автор предисл. В. Калугин. М.: Эксмо, 2006: Этот популярнейший романс имеет множество вариантов, но в основе его - текст поэта А. Молчанова, созданный в 1838 году на Кавказе. В дальнейшем он не утратил своего значения и в других войнах. В конце XIX и в начале ХХ века этот романс неоднократно издавался с указанием "слова и музыка А. Гадалина" и в обработке Я. Пригожего входил в репертуар выдающейся эстрадной певицы Анастасии Вяльцевой. Как и "Хас-Булат удалой", этот романс не утратил своей актуальности и в других войнах. Вяльцева с наибольшим успехом исполняла его во время Русско-японской войны, когда, организовав на свои средства санитарный поезд, отправилась на Дальневосточный фронт, к раненому мужу. При этом последние строки романса были изменены - вместо "к берегам абхазским" Вяльцева пела: "На фронт германский я умчуся". Подобные изменения происходили и в гражданскую войну, когда "Не для меня придет весна..." стал одним из самых популярных "белогвардейских" романсов. Е. и В. Уколовы РОМАНС «НЕ ДЛЯ МЕНЯ» - слова А. Молчанова/Н. Девитте, муз. Н. Девитте (Е. и В. Уколовы. Серия «Звезда романса». Душа без маски. Изд. Международный фонд гуманитарных инициатив, Москва, 2004) Этот романс имеет богатую, длинную и теперь уже, можно сказать, более или менее разгаданную историю. Подвергаясь разнообразной фольклоризации, романс дожил до наших дней. Популярным он был и в годы Великой Отечественной войны. Празднуя победу, наши солдаты пели ее так: «И для меня придет весна». Об этом впервые написал краевед из Петропавловска А. Н. Сендецкий. Он же указал на первую его публикацию в журнале «Библиотека для чтения», где под стихами стояла подпись: На корабле Селистрия. 1838 г. А. Молчанов. По предложению Сендецкого, он служил офицером флагманского корабля Черноморского флота, руководимого Павлом Степановичем Нахимовым – будущим легендарным героем Севастополя. Стихотворение появилось в весеннем номере журнала в 1839 году, накануне боевой экспедиции корабля «Селистрия» к берегам Кавказа, о чем говорится и в стихах, в состав песни, правда, не вошедших: Не для меня придет весна! Я поплыву к брегам Абхазским, Сражусь с народом Закавказским… Там пуля ждет давно меня! Надо отметить, что в песню, возникшую в начале 1840-х годов, не вошли и три другие строфы стихотворения, отчего она вовсе не проиграла. Дело в том, что эти три строфы как бы дублируются в том журнальном тексте тремя аналогичными, но более яркими, сжатыми и обобщенными. Странным образом, они дружно следуют за тремя предыдущими. Очень скоро стихи эти перекочевали на страницы офицерских дневников и солдатских тетрадей, в дворянские и мещанские альбомы. Песня на эти стихи звучала и в годы Крымской войны, и позднее. В 1877 году она была опубликована как старинная песня московских цыган. Можем уточнить, что это была песня знаменитого хоря яровских цыган, которым в те годы руководил Федор Соколов. Опубликовал песню в своей обработке концертмейстер «Яра» Яков Пригожий. Сведения об авторах песни были к тому времени уже утеряны. Бог знает, где был в это время А. Молчанов, но судьба другого автора издателям, скорее всего, была известна. Его давно уже не было в живых. Его звали Николай Девитте. Простая мелодия, написанная им к этим стихам, оказалась на редкость жизнеспособной и дошла до наших дней, не потеряв ни одной ноты. В текст же песни, наряду с первой, предположительно молчановской строфой, вошли как раз те заключительные строфы, которые так не похожи на молчановские. Возможно, что и они были сочинены тем же Девитте, тесно сотрудничавшим с редактором «Библиотеки для чтения» О. Сенковским. Факты дописки и переделки авторских сочинений в практике самого популярного журнала той поры многочисленны и хорошо известны. Причастность Девитте к тексту песни обличалась уже тем, что он был автором музыки, с которой она стала популярна. В его пользу говорят и строки из его стихотворений 20-х годов, в которых развивается тот же поэтический мотив, что у Молчанова – «Не для меня». Просеяв всю русскую прессу той поры, нам удалось разыскать в журнале «Новости литературы» строки: Теперь душа моя увяла, И меркнет неба слабый свет. Не для меня весна цветет! Мне осень ранняя настала. В рукописном сборнике 1826 года нам встретилась песня «Не для меня весною / В полях цветы цветут…», а в Московском альманахе (1828) стихи, начинающиеся строчкой: «Не для меня она цветет / Не для меня она сияет». В 1830 году они тоже стали романсом. В 1830-е гг. мотив этот встречается еще чаще и в альманахах, и в альбомах, и в сборниках забытых теперь поэтов. Не исключено, что именно из них он и пришел на перо А. Молчанова. Весьма характерно, что других стихов А. Молчанова ни до 1839 годов, ни после найти не удалось. Трудно поверить, что ему могла принадлежать, например, такая строфа подписанного его именем стихотворения: Не для меня дни бытия Текут алмазными ручьями, И дева с черными очами Цветет, увы, не для меня! И все же была и у Молчанова находка – первая строка его стихотворения, которой он начнет и последнюю свою строфу: «Не для меня придет весна». В этой формуле не просто содержится, по меньшей мере, половина песни, она еще и точно попадает в очень глубокую фольклорно-мифологическую традицию. С образом весны с древнейших пор связаны все надежды на обновление жизни к лучшему, на счастье в жизни, на урожай и богатство. В русском богословии Весна еще и символ Евангелия и духовного спасения. Аналогичные мотивы «Не для меня» встречаем и в песнях о чужой стороне, и в песнях о тюрьме и ссылке, и в городских песня о покинутой для заработка деревне. Вся народная жизнь полна таких ситуаций, где остается сказать себе «не для меня», да к этому и привыкнуть. Против воды, матушка, Суденышко не плывет, Против ветра буйного Белый парус не стоит! С середины 19-го века русского народное сознание все более чутко прислушивается к индивидуальным жалобам, вдумывается и вживается в индивидуальную судьбу. Тогда-то и романсы начинают сближаться с народными песнями, а некоторые просто и уверенно входят в народный репертуар. К их числу, как показала история, принадлежит и романс «Не для меня придет весна». http://www.russian-romance.ru/IR_Not%20for%20me.htm http://www.a-pesni.golosa.info/popular20/nedlamenia.htm Там же приводятся 9 вариантов песни "Не для меня". [/more]

Ответов - 216, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Владимир: Здравствуйте, нет ли у кого нот этой замечательной песни?

Marina: Владимир , попробуйте обратиться с этой просьбой к Николаю Криворучко - гитаристу Евгения Дятлова по адресу: nikrivoruchkro@yandex.ru. Или в его гостевую книгу на сайте Николая Криворучко: http://www.narod.ru/guestbook/?owner=111702487

Lord new: Ну вообщем в этой песне гармония не хитрая можно и на слух подобрать


Svoboda: Е. Дятлов - Не для меня (2009) Отличная запись! Спасибо vlad4579z. Тем более, что комментарий таков: Е. Дятлов - Не для меня (2009) На мой взгляд гениальное исполнение Евгения Дятлова!!!

Георгий: Уточнение. Это запись концерта в ММДМ 12 октября 2008 г.Запись канала "Культура".

Svoboda: Согласна.

Marina: Irina A пишет: Marina, я никому не навязываю своего мнения, и всё-таки считаю, что эту песню правильнее исполнять грустно, а боевой дух это для маршей или когда солдаты идут строем в столовую и поют. И так понятно, что воин готов сражаться и умереть за свою правду. Но вот только в словах "не для меня" есть какая то безысходность. Len Andana пишет: Ира, я согласна с тобой! Именно поэтому мне нравится исполнение этой песни в "Пяти вечерах" Молодежного театра. Ты этот спектакль видела? Вот от того исполнения у меня действительно щемит сердце Irina A пишет: Лена! Я впервые услышала эту песню в "Пяти вечерах", вернее маленький кусочек (только первые строчки). И так это взяло за душу. И вот наконец мы все можем послушать то самое исполнение отрывка песни "Не для меня" Леонидом Осокиным в спектакле Молодежного театра "Пять вечеров"! Юбилей Театру на Фонтанке часть2

ZINA36: Марина, спасибо за фрагмент. Мне кажется неправомерным сравнивать впечатление от исполнения музыкальных номеров в контексте спектакля и на сольном концерте даже, если это исполняет один и тот же артист. В спектакле исполнение связано с режиссерской линией, с конкретным действием и как правило, не отражает полной картины актерского вИдения. На сольном концерте исполнитель выстраивает собственную линию, он сам себе режиссер. И каждому слушателю и зрителю западает или не западает в душу это авторство. Я говорю, конечно, общеизвестные вещи. Может быть, даже банальные. Но моей душе из всех прослушанных многочисленных вариантов исполнения ближе всего Дятловский вариант. И еще. Уж совсем не могу представить, что солдаты, топающие в столовую, могут петь эту песню, даже если предположить, что у них запевала, похожий на Дятлова. Я слышала и видела такой солдатский строй, так что не понаслышке знаю, о чем пишу.

wertyoz: Да не о какой безвыходности и речи нет. Не для меня - и все тут! Я сам выбрал этот путь - мог бы стать торговцем, пахарем, богомольцем, мужем, а стал воином и все остальное "Не для меня". Не нужно борца в слюнтяя превращать, не плачет он по жизни другой, он гордиться своею!

wertyoz: я Зыков Сергей - perimetr. Забыл свой старый пароль

Marina: wertyoz пишет: а стал воином и все остальное "Не для меня" А мое впечатление, что эту песню как раз и поют казаки, которые в обычной жизни пахари и мужья, а воинами стали только потому что надо защищать свою землю! Они вынуждены стать воинами, а не выбрали войну своей профессией!

perimetr: Если это произведение расматривать как написаное морским офицером (автором стихов), то Вы с вашей точкой зрения очень близки к характеру его исполнения. Но я, больше чем, уверен, что казак не стал бы жаловаться и сетовать на свою судьбу. Для казаков считалось не достойным - умереть от старости, а стариков (кому, всетаки, не суждено было умереть на поле боя) уважали по их боевым заслугам и ранам. Казаки, это люди с характерами выкованными из клинков, такие люди за свою долю слезу не пускают, а вот поплакать о судьбе другого могут. Но это песня от первого лица. И даже если казака прикуют к столбу и подожгут (Тарас Бульба) и если его последние слова буду - "Не для меня...", он не скажет их с горечью, а скажет с гордостью и будет благодарить судьбу, что дала ему право умерет достойно казаку... Именно таким я вижу казака в своем исполнении... Я понимаю, что казаки не однолики и могут быть очень разными в песне "Не для меня", может через год или завтра я спою о казаке, что близок Вам, но сегодня я вижу героя этой песни сильным, непоколебимым, стыдящимся своих слабостей и отрекающимся от них во имя своей судьбы.

perimetr: Marina пишет: Они вынуждены стать воинами, а не выбрали войну своей профессией! Сейчас есть целые казачьи полки. Казаки - это действующая, полноценная ярмия. Для большинства из них быть воином - это профессия. Как и сейчас - это призвание и выбор по крови, так и в царские времены было. Кто не хотел воевать - силой не тащили. Хочешь быть пахарем - будь! Нет, Марина, казаков с мужиками равнять нельзя, так же как негра с динозавром - они из разных МИРОВ.

Marina: Svoboda пишет: Текст восходит к стихотворению А. Молчанова, написанного в 1838 году (времена Кавказской войны) Этот популярнейший романс имеет множество вариантов, но в основе его - текст поэта А. Молчанова, созданный в 1838 году на Кавказе. В дальнейшем он не утратил своего значения и в других войнах. Вяльцева с наибольшим успехом исполняла его во время Русско-японской войны, когда, организовав на свои средства санитарный поезд, отправилась на Дальневосточный фронт, к раненому мужу. При этом последние строки романса были изменены - вместо "к берегам абхазским" Вяльцева пела: "На фронт германский я умчуся". Подобные изменения происходили и в гражданскую войну, когда "Не для меня придет весна..." стал одним из самых популярных "белогвардейских" романсов. Подвергаясь разнообразной фольклоризации, романс дожил до наших дней. Популярным он был и в годы Великой Отечественной войны. Празднуя победу, наши солдаты пели ее так: «И для меня придет весна». Поэтому я и пишу о том, что поет не обязательно профессиональный воин! Во время гражданской войны или Великой Отечественной войны воевали те, кто не избрал своей профессией военное дело! perimetr пишет: казаков с мужиками равнять нельзя Во времена народных войн казаки-пахари становились казаками-воинами. Казак и мужик - это не противоположности!

perimetr: не были казаки пахари. почитайте историю войско Донского и всего казачества. Казаки - это ссыльный люд которые основали свое государство и жили не земледелием, а вечными набегами на соседние земли - турки, горцы и т.д. После казаки заключили соглашение с государством росийским (Екатериной) о ненападении на Россию, а быть на службе у нее и охранять ее границы от турок, поляков и других государств. Так кaзаки стали воинством Росийским.

Marina: perimetr пишет: не были казаки пахари А как же "Тихий Дон"? Там казаки имеют свое хозяйство! Да дело-то не в том, кем именно трудились казаки или не казаки (песню пели все народы, в том числе и русские!), а в том, что поет обычный человек, которому надо идти воевать за свою Родину, а не профессиональный военный. Тогда был бы совсем другой смысл и настроение в песне...

perimetr: Смысл не в том, как должна звучать песня, а в том как она может звучать. И не имеет смысла спорить о том кто прав, а кто нет, потому как любая точка зрения заведомо правильная. Marina пишет: Там казаки имеют свое хозяйство! Может сейчас казаки и имеют хозяйство, но в те времена, когда эта песня появилась, хозяйство вели женщины, а мужчины были в долгих и порой многолетних походах. Я стараюсь петь от лица казака тех времен. Мне кажеться я понимаю Вас, Вы хотите сказать, что слова из этой песни могут принадлежать простому человеку (еще не готовому умирать). Просто в своем исполнении, я ставлю себе другую сверх-задачу - я хочу сохранить и передать тот дух времени, который заставил принять и полюбить этот романс казаками, и эта задача одна из тысячи возможных.

Marina: perimetr пишет: я хочу сохранить и передать тот дух времени, который заставил принять и полюбить этот романс казаками, и эта задача одна из тысячи возможных. Но и вариант исполнения песни Леонидом Осокиным в спектакле "Пять вечеров" тоже имеет право существовать, как один из тысячи...

perimetr: http://slil.ru/28821552 Простите, что выкладываю свой вариант исполнения этой песни, но это запись 2010 года, она сильно отличается от предыдущего моего исполнения. В ней конечно много шероховатостей и моментов которые кому-то могут не понравиться (какие-то не нравятся даже мне), но интерес к песне (у музыкантов) живет до тех пор, пока музыкант в поиске образов, нюансов, тонкостей и т.д. Потому Шедевром на все времена становиться то произведение искуства, которое неодназначно само по себе, как в случае с романсом "Не для меня". Я не скажу -сколько исполнителей, столько и точек зрения, я скажу шире - сколько исполнений, столько неповторимых граней и имеет произведение.

Marina: Ну что же, хорошее исполнение, слышны бурные аплодисменты и крики "Браво!" И этот вариант мне нравится больше, чем более ранний.

Marina: Послушайте эту замечательную песню в женском исполнении! Алена Биккулова "Не для меня" Запись сделана мною в Духовно-Просветительском Центре «Святодуховский» на концерте В.Сухобокова "Любимые мои ученики" 14.03.2010

Marina: Петр Налич в Доме Ученых 6.04.2010 - Не для меня По-моему так просто ужасно спели! А им еще и цветов натащили! После такого исполнения замечательной песни не то, что на Евровидение посылать, надо отправлять учиться и учиться пению!

Фион@: Marina Конечно, сравнивать исполнение ЕВ с Петром Наличем ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО! Кстати для евровидения они, на мой взгляд, совсем не подходили

Svoboda: А мне Налич нравится! Он такой естественный, ничего не изображает, не пыжится, просто поет от души.

Marina: Очень порадовало, что на сайте Казачий стан :: история казачества среди песен, выложенных в 5 Топ видео есть и песня "Не для меня" в исполнении дуэта Дятлов-Арбенина! http://www.kazakdona.ru/index.php?nma=index&fla=index

ZINA36: Ну что ж, казаки оценили исполнителское мастерство Е.Дятлова, раз выложили эту запись в раздел 5 топ видео, правда сверху надпись над записью Евгений Дятлов "Не для меня" Как же хорош Евгений! И как ужасна в этой записи Д.Арбенина. Всю песню дергалась и пела кошмарно. Хорошо хоть потом сама призналась, что песня исключительно мужская и совершенно не для нее. В конце даже подпрыгнула в своей манере. Но ведь это не рок, чего прыгать -то?

Marina: ZINA36 пишет: чего прыгать -то? Правда смешно получилось? И так непосредственно... Главное, что она естественная и непредсказуемая, в отличие от, например, Гвердцители!

ZINA36: Marina пишет: Правда смешно получилось? И так непосредственно... Главное, что она естественная и непредсказуемая, в отличие от, например, Гвердцители! Правда смешно! Непосредственно? Если бы это было лет 20-25 назад и не на публике, то да и простительно. Сейчас, да и всегда, если ребенок выступал , то его учили, как надо себя вести. Детская непосредственность всегда мила и естественна. А здесь -не к месту и не ко времени. Не понимаю, как можно ДА сравнивать с Тамрико. Как она естественно и мило вела себя в профайле к песне "Тбилисо"! С удовольствием и поощрительной улыбкой слушала, как говорил Евгений, и чувствовалось, что ему это отношение нравится. И как замечательно, свободно они вместе исполнили эту песню! Вот это естественность! А дергание и прыжки пусть останутся с ДА. Ей привычно это в амплуа рок-звезды.

Marina: Концерт Е. Дятлова в Театриуме на Серпуховке Только что вернулся с концерта Евгения Дятлова на Серпуховке. Этот питерский актёр много снимается в кино, но у него отличный голос, что я заметил раньше по романсам на ТВ в его исполнении. Увидев в Интернете, что он даёт концерт в Москве, я не мог его пропустить. Вообще-то я хотел послушать романсы, поэтому выбрал не пятницу, когда он исполнял авторские песни, а субботу. В этот день должны были прозвучать песни из кинофильмов, в том числе и романсы. Оправдались ли ожидания? Отчасти. Настоящих романсов Дятлов спел всего три. Но главное было не в этом. Даже обычные лирические песни в его исполнении звучали совершенно по-особому. Богатый тембр голоса в сочетании с актёрским мастерством позволял выделять интонацией ключевые моменты песен так, как этого никогда не добиться ни в аудио-, ни в видеозаписях. Раскатистая концовка Разговора со счастьем, драматизм Всюду бегут дороги давались певцу с видимой лёгкостью. Голос Дятлова делал чудеса! Когда он пел Настанет день и час, казалось, что он читает проповедь, убеждая весь зал в конечном торжестве любви. Наверное, так и должно быть у настоящего артиста, который должен верить в своё творчество, иначе зритель почувствует неискренность. В завершение была казачья песня Не для меня, спетая а-капелло, воздух сотрясался от силы его голоса. Но главное, и эта песня прозвучала очень искренне, казалось, что перед исполнителем стоит та же дилемма: спокойная жизнь или смерть в бою, и он выберет последнюю. Искренность подкупает, её так не хватает в современном мире. Видимо, надо чаще отрываться от телевизора и ходить на концерты... http://community.livejournal.com/ru_teatr/880893.html

Svoboda: Цитата: Видимо, надо чаще отрываться от телевизора и ходить на концерты... Такой вывод - лучшая награда певцу Евгению Дятлову!



полная версия страницы