Форум » Делимся впечатлениями » Восприятие классической музыки » Ответить

Восприятие классической музыки

Руслан: Восприятие классики. Первый план [quote]Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. За это время, так как был час пик, мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых были по дороге на работу. За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32. Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из лучших музыкантов в мире. Играл он одни из самых сложных произведений, из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона. За два дня перед выступлением в метро, на его концерте в Бостоне, где средняя стоимость билета составляла $100, был аншлаг. Игра Джошуа Белла в метро является частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей. Главными вопросами эксперимента были: в будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке? Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим: если мы не можем найти время на то что бы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающь, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?[/quote]

Ответов - 85, стр: 1 2 3 All

Marina: Руслан пишет: 10. Голос (душевность исполнения). Вот это для меня главное в исполнителе романсов! На втором месте - искренность и доброжелательность исполнителя! Умение выразить все чувства голосом и взглядом, никакого заигрывания и угождения публике, никаких "Давайте споем или станцуем вместе!" А потом 5. Произведение. А что касается «поющих рук», это очень красиво и уместно, только если они выражают разные эмоции, а не одно страдальческое заламывание и воздевание к небу! У Погудина иногда это получается очень изящно!

Руслан: Marina пишет: У Погудина иногда это получается очень изящно! Иногда? Значит, большей частью это не так? ;) Душевность, искренность, произведение. Марина, понятна градация Ваших предпочтений. А на каком месте будет собственно голос (тембр и техника) и выразительное слово?

Marina: Руслан пишет: А на каком месте будет собственно голос (тембр и техника) и выразительное слово? Получается, что голос на 4-ом месте! Причем тембр для меня важнее, чем техника! Если нет бархатистых ноток в голосе, никакая техника мне это не заменит! А что значит "выразительное слово"? Иногда слова не очень разбираешь, а сама мелодия и эмоциональность исполнения все равно доставляют огромное удовольствие, понимаешь то, что хочет высказать певец! Руслан пишет: Иногда? Значит, большей частью это не так? ;) На более ранних концертах Олега Погудина мне его жестикуляция казалась механической, просто актерски отработанной и повторяющейся каждый раз в одном и том же месте! Но на последнем концерте в БКЗ Октябрьском изящные движения рук шли от души, выражая сиюминутные эмоции, мне это понравилось, было очень уместно! Больше пока побывать на его концертах не удалось, узнать был ли тот концерт исключением или изменился сам Погудин!


Руслан: Marina пишет: Получается, что голос на 4-ом месте! Причем тембр для меня важнее, чем техника! Если нет бархатистых ноток в голосе, никакая техника мне это не заменит! Да, получается так. На самом деле, для русского романса (неклассического) требования к технике вокала со стороны аудитории достаточно невысоки (в сравнении со значениями других критериев). Трудно сказать, хорошо ли это... ;) А что значит "выразительное слово"? Иногда слова не очень разбираешь, а сама мелодия и эмоциональность исполнения все равно доставляют огромное удовольствие, понимаешь то, что хочет высказать певец! У певцов-актёров с выразительным словом в романсе и песне дело обстоит чаще значительно лучше, чем у певцов-неактёров. Школа сценической речи даёт о себе знать. Но в сравнении с мастерами прошлого... Здесь есть, над чем работать. На более ранних концертах Олега Погудина мне его жестикуляция казалась механической, просто актерски отработанной и повторяющейся каждый раз в одном и том же месте! На мой взгляд, он всегда этим грешил. Вполне возможно, что работает над этим недостатком. И жест уже не искусственный, не постановочный.

Агния: Марина, тот концерт не был исключением. Артист меняется. Вернее, изменился.

Marina: Агния пишет: Марина, тот концерт не был исключением. Артист меняется. Вернее, изменился. Меня это очень радует! Постараюсь все-таки попасть еще раз на его концерт и лично убедиться в переменах к лучшему! Как ни странно не всех поклонниц самого Олега Погудина эти перемены порадовали, слишком живое исполнение и пританцовывание на концерте кое-кого расстроило! Руслан пишет: У певцов-актёров с выразительным словом в романсе и песне дело обстоит чаще значительно лучше, чем у певцов-неактёров. Школа сценической речи даёт о себе знать. Но в сравнении с мастерами прошлого... Здесь есть, над чем работать. Руслан , вы уверены, что исполнение романсов в духе исполнителей прошлого века будет иметь успех и сейчас?

Alarissa1942: Руслан пшет: ...для русского романса (неклассического) требования к технике вокала со стороны аудитории достаточно невысоки... Трудно сказать, хорошо ли это... ;) Руслан! Я убеждена, что зачастую техника вокала придаёт исполнению излишний пафос, например, здесь: ну зачем вскрикивать произнося:"Браво!" и т.п.? То же замечаешь и при исполнении других романсов многими другими вокалистами...

Alarissa1942: Руслан пишет: Трудно сказать, хорошо ли это... ;) Руслан! Уверена, что это не свидетельствует об отсутствии вкуса аудитории! Такое исполнение могу слушать много раз, а предыдущее --- в первый и последний!

Руслан: Alarissa1942 пишет: Уверена, что это не свидетельствует об отсутствии вкуса аудитории! Ну почему же сразу нам бросаться в крайности? Вкус и понимание -- разные вещи. ;) На самом деле этими двумя видеороликами Вы весьма наглядно обозначили устойчивые стереотипы: (1) пресное, не трогающее за душу исполнение академистами и (2) прочувствованное исполнение эстрадными исполнителями. Стереотипы не формируются случайно. Нет дыма без огня. Борьба за качество звуковедения оборачивается нередко катастрофой в отношении проникновенности, даже элементарной разборчивости слов (о чём вообще поют и на каком языке). Проблема на самом деле очень острая. Но... Многие предпочитают на неё закрывать глаза и говорить: безголосый, но с душой (это не о Е.Дятлове, конечно). А теперь попробуйте представить, что голос бывает разный: 1. Вокальный голос. 2. Тембральный голос. 3. Интонационный голос (душевность, выразительность). 4. Эмоциональный голос (напр., улыбка глаз). 5. Энергетический (беззвучный) голос. Это далеко не полный список. Не всякие исполнители владеют всеми этими разновидностями голоса (в достаточной мере). Но это не значит, что надо выпячивать один и игнорировать другой. Кстати, Вы и без меня знаете хороший контрпример. Исполнитель, представленный на нашем форуме, который отлично владеет техникой академического вокала и при этом, как минимум, не уступает Евгению Дятлову в душевности исполнения русского романса. ;)

Marina: Руслан пишет: Кстати, Вы и без меня знаете хороший контрпример. Исполнитель, представленный на нашем форуме, который отлично владеет техникой академического вокала и при этом, как минимум, не уступает Евгению Дятлову в душевности исполнения русского романса. Руслан , это вы о ком?

Руслан: Marina пишет: Руслан , это вы о ком? Сергей Зыков. Думал, догадаетесь. ;) Русский классический романс. "Растворил я окно" П.И.Чайковский -- К.Р. (Великий князь К.К.Романов) С.-Петербург. Белый зал Шереметьевского дворца.

Marina: Вы считаете, Сергей Зыков превосходит Евгения Дятлова в душевности исполнения русского романса?

Руслан: Marina пишет: Вы считаете, Сергей Зыков превосходит Евгения Дятлова в душевности исполнения русского романса? У меня было сформулировано иначе. ;) Как минимум, не уступает... Вот один из примеров. Из диска "Первый снег. Песни и романсы". "Капризная, упрямая" (муз. и сл. А. Кашевского)

ZINA36: Alarissa1942 , спасибо за "Нищую " Дятлова. По силе воздействия не сравнить с Харитоновым. У него прекрасный бас, великолепное звуковедение, на мой взгляд, но...... Представим на минуточку, что он встал бы рядом с нищей старушкой и спел этот романс. Интересно, сколько подали бы люди, услышавшие это исполнение. А теперь вообразим Евгения Дятлова, поющего для нее тот же романс. Мне кажется, что милостыня была бы несравнимо более щедрой. Я думаю, у церкви собралась бы толпа, и "Браво!!!!" кричали бы гораздо громче, чем это сделал Харитонов во время исполнения ромнса. Это я к тому, что мы здесь все не музыкальные специалисты, чтобы грамотно рассуждать и оценивать, что лучше или хуже. Чтобы расчленять исполнение на 1), 2), 3) и т.д.. Все впечатление на уровне-тронуло душу или нет, заставило сопереживать или нет. Собственно, романс любого вида: городской или классический,-для этого и существует. Если исполнитель сопереживает герою романса, пропуская все через свое сердце, он непременно затронет душу зрителя (слушателя). И получит ответную благодарную, горячую реакцию. Дело профессионального исполнителя, независимо от того, какое у него музыкальное образование, привлечь все средства для достижения нужного эффекта. Грубо говоря, это уже исполнительская кухня. Нам туда заглядывать совсем необязательно. Мне, к примеру, просто не хочется.

Marina: Руслан пишет: Как минимум, не уступает... Вот один из примеров. Я была неоднократно на концертах Сергея Зыкова, поэтому приводить примеры нет необходимости! Скажу просто: я с вами не согласна!

Руслан: Marina пишет: Я была неоднократно на концертах Сергея Зыкова, поэтому приводить примеры нет необходимости! Скажу просто: я с вами не согласна! Марина, у разных людей разные мнения. И это хорошо. Иначе было бы скучно жить. Тем более, что безусловной истины здесь нет и быть не может. Главное, чтобы мнения были всё же хоть немного обоснованы. И чтобы на одном и том же примере разные люди могли проверить своё восприятие, своё мнение. Прослушайте до конца внимательно ту запись, которую привёл. Полностью. И тогда можно будет обсудить -- обоснована ли моя точка зрения. ;)

Marina: Руслан пишет: Главное, чтобы мнения были всё же хоть немного обоснованы. И чтобы на одном и том же примере разные люди могли проверить своё восприятие, своё мнение. Я не хочу никого обижать доказывая, что ЕВД поет лучше других! Поэтому обосновывать это не буду, это просто мое личное восприятие! Мне бы хотелось многое подсказать Сергею Зыкову, чтобы его исполнение романсов производило бОльшее впечатление, но зная его реакцию на критику я этого делать не буду!

ZINA36: Marina , я , как вы знаете, тоже не была на концертах С.Зыкова. Судить могу только по записям. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что я поддерживаю вашу точку зрения. Тут ведь чисто индивидуальный подход. Сравнивать нет смысла.

Alarissa1942: Руслан пишет (о С. Зыкове): ...владеет техникой академического вокала и при этом, как минимум, не уступает Евгению Дятлову в душевности исполнения русского романса Руслан! Именно "минимум" но НЕ "как"! С. Зыков достойный исполнитель, но академизм всё же преобладает над искренностью, душевностью! Всё выверено, но не веришь в то, о чём поётся.

Руслан: Marina пишет: Я не хочу никого обижать доказывая, что ЕВД поет лучше других! Поэтому обосновывать это не буду, это просто мое личное восприятие! Марина, а почему простой обмен мнениями (разными) на критерий душевности исполнения русского романса должен быть конфликтным? Повторюсь, никто не может быть здесь абсолютно прав. Это очень тонкая материя. Но... И в ней можно разобраться. И поделиться мнениями. Marina пишет: Мне бы хотелось многое подсказать Сергею Зыкову, чтобы его исполнение романсов производило бОльшее впечатление, но зная его реакцию на критику я этого делать не буду! Подскажите мне. Мне это интересно. Мне интересно и то, как отстоят ВПЕЧАТЛЕНИЯ от СУТИ. Чем отличается Искусство от Ремесла. Я не уверен, что задача исполнителя русского романса -- всенепременно понравиться публике. Если так -- искренне жаль.

ZINA36: Alarissa1942 пишет: Именно "минимум" но НЕ "как"! С. Зыков достойный исполнитель, но академизм всё же преобладает над искренностью, душевностью! Всё выверено, но не веришь в то, о чём поётся. Хорошо сказано, и я согласна. Но есть немало людей, которым это исполнение близко и нравится. Это естественно. И не надо ставить исполнителей в линейку. Просто нельзя.

Руслан: Alarissa1942 пишет: Всё выверено, но не веришь в то, о чём поётся. Это Ваше мнение. Вы не верите. Другие верят. Или Вы это не допускаете? ;) Я не навязываю свою точку зрения, а просто высказываю. Но чем больше мне будут навязывать (именно навязывать!) иную, тем больше вынужден буду защищать свою. Это естественно. Разве нет?

Alarissa1942: Руслан пишет: Главное, чтобы мнения были всё же хоть немного обоснованы... Руслан! Всё-то Вы ОБОСНОВЫВАЕТЕ! Но восприятие не обосновывают --- это чувство... Такое же, как и ЛЮБОВЬ --- попробуй её обосновать!!!

ZINA36: Руслан пишет: Повторюсь, никто не может быть здесь абсолютно прав. Это очень тонкая материя. Но... И в ней можно разобраться. И поделиться мнениями. Да, это очень тонкая материя, Вы правы. Но разобраться в этом нельзя. Да и не нужно. А делиться можно своими впечатлениями. И совпадать или не совпадать. Вот и все, собственно.

Marina: Руслан пишет: Марина, а почему простой обмен мнениями (разными) на критерий душевности исполнения русского романса должен быть конфликтным? Повторюсь, никто не может быть здесь абсолютно прав. Это очень тонкая материя. Но... И в ней можно разобраться. И поделиться мнениями. Руслан пишет: Подскажите мне. Мне это интересно. Мне интересно и то, как отстоят ВПЕЧАТЛЕНИЯ от СУТИ. Чем отличается Искусство от Ремесла. Просто на нашем форуме уже были конфликты именно из-за того, что некоторые высказали свое мнение по поводу творчества Сергея Зыкова и Евгения Южина и это активно не понравилось их поклонницам! Боюсь наступать на те же грабли! И если уж высказываться по поводу Сергея Зыкова, то наверное это стоит делать в его теме!

Руслан: Alarissa1942 пишет: Руслан! Всё-то Вы ОБОСНОВЫВАЕТЕ! Но восприятие не обосновывают --- это чувство... Такое же, как и ЛЮБОВЬ --- попробуй её обосновать!!! Восприятие (полагаю) -- это отклик внутреннего душевного мира на внешние явления. Отклик душевного мира (души) идёт в контексте: обстановки, опыта, знаний, чувств, текущего состояния человека... Потому восприятия разные. И у разного человека. И у одного и того же в разное время, в разных местах, в разном состоянии... Любовь... Обосновать... Да, это почти невозможно... Но есть интересные попытки это сделать. Вот мнение математика Г.В.Лейбница: "Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье". Вот мнение философа Лао-Цзы: "Истина без любви делает человека зависимым от критики. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?" По-моему кое-что обосновать этим мудрым людям в отношении любви всё же удалось. ;)

ZINA36: Руслан пишет: Я не навязываю свою точку зрения, а просто высказываю. Но чем больше мне будут навязывать (именно навязывать!) иную, тем больше вынужден буду защищать свою. Это естественно. Разве нет? Теоретически, все так. Просто, мужское восприятие отличается от женского. У мужчины, в основном, все должно быть разложено по полочкам, а у женщины на первом плане чувства, эмоции, интуиция. Я думаю, здесь собрались одни женщины, и вряд ли Вы найдете с нами такое взаимопонимание, какое бы Вам хотелось встретить. Мне кажется, что Евгений Дятлов очень эмоциональный, тонко чувствующий артист и певец. И полочек у него поменьше, чем у других собратьев по цеху. И это очень хорошо!!!

Marina: Руслан пишет: Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Как раз у поклонников певцов или артистов любви бывает слишком много, что делает их фанатиками!

Руслан: Marina пишет: И если уж высказываться по поводу Сергея Зыкова, то наверное это стоит делать в его теме! Марина, я не отступаю от темы. Прочитайте её название. Посмотрите мою линию обсуждения. Я как раз поднимаю проблемы восприятия классики, стереотипов и предубеждения людей в отношении пресловутого "академизма". И мне странно, что один из редких примеров качественного исполнения русского классического романса так принимается в штыки... Я не прав? ;) Если поклонники и поклонницы тех или иных исполнителей настолько остро это воспринимают -- вопрос к ним. Не ко мне.

Руслан: ZINA36 пишет: Просто, мужское восприятие отличается от женского. У мужчины, в основном, все должно быть разложено по полочкам, а у женщины на первом плане чувства, эмоции, интуиция. Это ещё один стереотип. Ещё одно предубеждение. Как и то, что, якобы, мозг женщины, её мышление по своим возможностям уступает мужскому. Нет. Потенциально превосходит! ;) Только женщины этого либо не знают, либо просто не умеют грамотно распорядиться своим богатством. ;)



полная версия страницы