Форум » Делимся впечатлениями » Восприятие классической музыки » Ответить

Восприятие классической музыки

Руслан: Восприятие классики. Первый план [quote]Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. За это время, так как был час пик, мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых были по дороге на работу. За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32. Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из лучших музыкантов в мире. Играл он одни из самых сложных произведений, из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона. За два дня перед выступлением в метро, на его концерте в Бостоне, где средняя стоимость билета составляла $100, был аншлаг. Игра Джошуа Белла в метро является частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей. Главными вопросами эксперимента были: в будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке? Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим: если мы не можем найти время на то что бы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающь, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?[/quote]

Ответов - 85, стр: 1 2 3 All

Руслан: Восприятие классики. Второй план Joshua Bell под видом бродячего музыканта. Вашингтон. 2007 г. Видеофрагмент его выступления в вашингтонской подземке.

Руслан: Результаты эксперимента Washington Post можно было предсказать, даже его не проводя. 1. Качество скрипки и профессионалы в области классической музыки не смогут адекватно оценить в условиях зала филармонии, не то что на станции метро. 2. Какие он исполнял произведения? Классику. Причём не факт, что лёгкую. Место, время, целевая аудитория, репертуар, внешний вид... Всё было "не в кассу". Мимо него прошло 1097 чел. за 43 мин. И что хотели показать этим экспериментом? Гораздо интереснее было понять, насколько люди не могут отличить дерьмо от незабудки. Среди целевой аудитории. Сейчас с этим проблемы, увы, даже в классической музыке. Чего же мы ждём от обывателей? То, что публике для "адеквата" восприятия надо дать установку, подсказку — статусность исполнителя, эксклюзив выступления, охи и ахи СМИ — давно хорошо известно. Без этих протезов сам слушатель уже обходиться не может.

ZINA36: Руслан , да ничего особенно показательного в этом явлении нет, на мой взгляд. Чтобы слушать музыку, классику или любую другую, надо настроиться. А если люди едут на работу, опасаясь опоздать или даже по другим делам, то останавливаться они вряд ли будут. Что в Америке, что у нас. Существенной разницы нет. Те , кто остановился, не очень заняты, значит. Я хочу обратить Ваше внимание на то, что концерты классической музыки, записанные зарубежным ТВ и показанные на нашем ТВ, очень ярко демонстрируют интерес широкой публики. Мы видим массу зрителей на концертах в ВАЛЬДБЮНЕ в Берлине, Я про Вену не говорю. С удовольствием смотрю Новогодние и другие концерты из Золотого зала Венской филармонии и из Шенбрунского дворца. И вижу , что публика переполняет эти аудитории. Некорректный опыт проведен в Америке.


ZINA36: Руслан пишет: Без этих протезов сам слушатель уже обходиться не может. Кто не хочет слушать классическую музыку, тому и протезы не нужны. Это же касается и всякой другой музыки. К примеру, я никогда и ни за что не пойду даже на самый разрекламированный эстрадный или рок-концерт. Это не мое.

Алина63a: ЕД тоже начинал в переходе. И слушали, и деньги бросали. Он до сих пор об этом с удовольствием вспоминает.

ZINA36: Алина63a пишет: ЕД тоже начинал в переходе. Нет, не в переходе он начинал, не надо. Это был единичный, вынужденный факт его биографии. И деньги не сразу начали бросать, если Вы хорошо знаете это событие. Пример некорректный.

Алина63a: Я отлично все помню про этот случай. Не был он единичным, ЕД говорил -- раза три так выходил. Вынужденный -- да, но он его не стесняется. Происходило это, когда ЕД получал очень мало денег и не пел еще даже в зоопарке. Так ЕД утверждал в передаче "Личные вещи". ПО-моему, даже гордится слегка -- типа, где был и где сейчас. Конечно, к случаю с прославленным музыкантом это отношения не имеет. Интересно, если бы ЕД вышел сейчас петь в переход, что было бы?

ZINA36: Алина63a пишет: Интересно, если бы ЕД вышел сейчас петь в переход, что было бы? Живым бы он оттуда не вышел. И многие другие тоже.

ZINA36: Алина63a пишет: Происходило это, когда ЕД получал очень мало денег и не пел еще даже в зоопарке. Это было задолго до зоопарка! Он еще даже не женат был. И пошел в переход вместе со своей девушкой. А потом такие походы были еще два или три раза ... и все. Только что переслушала эту передачу. Гордости не услышала. Скорей, наоборот, был рад, что там его никто из знакомых не видел.

Алина63a: ZINA36 , вот именно, задолго. Начинающий актер почти без зарплаты и с семьей. А что живым не вышел бы, согласна. Узнали бы, набежали и задавили в толпе. Но успел бы спеть пару романсов!

Alarissa1942: ZINA36 пишет: Некорректный опыт проведен в Америке. ZINA36! Полностью согласна с Вами!

Руслан: Восприятие классики. Третий план Тот же Joshua Bell, но в другой обстановке, с другим произведением (Ф.Шопен, Ноктюрн до-диез минор). Совсем ИНОЕ восприятие.

Руслан: Восприятие классики. Четвёртый план То же самое произведение Шопена (Ноктюрн до-диез минор), но в ещё более "профильной" обстановке. И только фортепиано. XIV Международный конкурс П.И.Чайковского (2011). Александр Романовский (Украина, 26 лет). Специальная премия Владимира Крайнева. Риторический вопрос: так есть ли разница в восприятии? (Картинка, статусность мероприятия, сама музыка...)

Alarissa1942: Алина63a пишет: Интересно, если бы ЕД вышел сейчас петь в переход, что было бы? ZINA36 пишет: Живым бы он оттуда не вышел. И многие другие тоже. Алина63a! ZINA36! Ну и фантазии у вас!

Alarissa1942: Руслан пишет: Тот же Joshua Bell, но в другой обстановке, с другим произведением (Ф.Шопен, Ноктюрн до-диез минор). Руслан! Мне кажется, что это произведение привлекло бы большее внимание прохожих в подземке, даже в том случае, если бы на исполнителе была одежда бродячего музыканта(?!)

Руслан: Alarissa1942 пишет: Мне кажется, что это произведение привлекло бы большее внимание прохожих в подземке, даже в том случае, если бы на исполнителе была одежда бродячего музыканта(?!) Вполне вероятно. Попробуем перечислить критерии с позиции прохожих в вашингтонской подземке (в соотв. последовательности) 1. Произведения (непонятные, невразумительные, какое-то пиликанье) 2. Одежда (будничная, почти бродяга) 3. Техника (неплохо пиликает) 4. Исполнитель (неизвестный) 5. Инструмент (скрипка как скрипка, ничего особенного). Стоит изменить произведение (прохожие обратят, скорее, внимание на мелодичные, берущие за душу вещи, нежели какую-то "бесцветную" крутизну). Стоит изменить одежду. И результат будет наверняка иным. Если бы Джошуа Белл выступал в концертном зале, то ранжирование критериев (на что обращали бы внимание) было бы по сути прямо противоположным: 1. Инструмент (скрипка великого Страдивари, 3,5 млн. долларов). 2. Исполнитель (Джошуа Белл, один из лучших скрипачей мира). 3. Техника (виртуозное исполнение). 4. Произведения (сложнейшая классика). 5. Одежда (концертный костюм). И всё это в контексте соответствующего концертного зала и главное -- люди заплатили немалые деньги и в курсе, на кого идут. Они НАСТРОЕНЫ смотреть и слушать. За свои-то кровные...

Руслан: Восприятие классики (модель восприятия зрителем) во многом следует формату восприятия, установленного шоу-бизнесом. Имеет смысл сформулировать те критерии оценки, которые доминируют на эстрадных площадках (на что обращают внимание и в какой очерёдности). Это субъективная оценка, не претендующая на истину в последней инстанции. 1. Регалии и известность исполнителя. 2. Концертная площадка (уровень и престижность). 3. Картинка (оформление сцены, конкретного произведения). 4. Артистизм исполнителя (подача, экспрессия). 5. Произведение. 6. Одежда исполнителя. 7. Звук в зале (качество, акустика помещения). 8. Точность интонирования (попадание в ноты). 9. Голос (качество тембральной окраски). 10. Голос (душевность исполнения). 11. Дикция (разборчивость слов). 12. Голос (вокальная техника). 13. Музыканты (качество игры). 14. Певческая интонация (выразительность слова). 15. Музыкальность исполнителя (тонкое понимание и передача музыки).

Alarissa1942: Уверена в том, что все перечисленные качества с пункта №4 по №15 характеризуют выступления Е.В.Д., даже при отсутствии условий №1, №2 и №3!

ZINA36: Alarissa1942 , поддерживаю.

Руслан: Было бы интересно послушать разные мнения в отношении предложенного ранжированного списка критериев восприятия. Интересно сопоставить ранжирование (порядок) : 1. Для поп-эстрады (шоу-бизнес). 2. Для русского романса (салонного, не классического). Разумеется, в отношении концертных площадок России. И просьба давать СВОЁ понимание того, как воспринимается выступление БОЛЬШЕЙ частью целевой аудитории (эстрада, русский романс). Т.е. как вы считаете, как важность для себя (в какой последовательности) выставляет большая часть соответствующей аудитории. Можно просто перечислить последовательность номеров критериев: (1) для поп-эстрады, (2) для романса.

Alarissa1942: Руслан пишет: "Интересно сопоставить ранжирование..." Руслан! В моём понимании для РУССКОГО РОМАНСА ( исходя из представленных Вами критериев) первое место я бы отдала №9 (и далее по нисходящей: №№ 4; 8; 11; 14; 10; 15; 5; 7; 6; 12; 13; 1; 2; 3. Для шоу-бизнеса: 1; 2; 3; 6; 13... Остальное не имеет значения.

Руслан: Alarissa1942 пишет: Руслан! В моём понимании для РУССКОГО РОМАНСА Alarissa1942, спасибо. Интересно. Т.е. у не известного Вам исполнителя романсов (который поёт нефальшиво) особенно важны: 1. Красивый тембр голоса (#9). 2. Хороший артистизм (#4). 3. Чёткая дикция (#11). Верно?

Alarissa1942: Руслан пишет: Верно? Руслан! Артистизм, -- да! Но не манерность и вычурность (как у Ряхина). От тембра просто балдею и не люблю, когда "проглатывают" слова. И, само собой разумеющееся, без фальшивых нот!

Руслан: Alarissa1942 пишет: Руслан! Артистизм, -- да! Но не манерность и вычурность (как у Ряхина). Что интересно: для романса вроде бы артистизм значительно менее важен, нежели для поп-эстрады. Тем не менее, его ценят. На мой взгляд, артистизм драматического артиста более чем на 50 процентов складывается из его голоса, из выразительности его речи (я сторонник старой русской школы). Поскольку выразительность речи идёт отдельным критерием, под артистизмом понимается именно внешняя составляющая (за вычетом речи).

Alarissa1942: Руслан пишет: ...под артистизмом понимается именно внешняя составляющая (за вычетом речи). Руслан! Возможно я неточно выразилась, но в моём понимании именно РЕЧЬ на первом месте среди составляющих артистизма! (Повторю --- НЕ "заламывание рук" и Не "закатывания глаз").

Руслан: Alarissa1942 пишет: Возможно я неточно выразилась, но в моём понимании именно РЕЧЬ на первом месте среди составляющих артистизма! (Повторю --- НЕ "заламывание рук" и Не "закатывания глаз"). Видимо, это всё же имеет отношение к артистизму (мы же критерий рассматриваем, а не то, как конкретно он представлен). Заламывание рук и закатывание глаз -- это "фишка" исполнителя. Полагаю, что его поклонники это воспринимают как органичность, как форму сценической пластики. Руки Вертинского из нас никто не видел. Но именно их ценили некоторые мастера русской сцены как настоящий шедевр. Меня лично скатывание в манерность раздражает. Но я понимаю и тех, кому это нравится. Ничего в этом криминального нет. ;)

Alarissa1942: Руслан пишет: Меня лично скатывание в манерность раздражает. Но я понимаю и тех, кому это нравится. Ничего в этом криминального нет. ;) Руслан! Согласна! Ваш ответ понятен! Признаю, что кому-то это нравится. Я же предпочитаю выражение максимума эмоций при минимуме жестов.

Руслан: Евгений Евтушенко. Человек-спектакль ("Новые известия", 2006): Главным у Вертинского был даже не голос, а руки – то воздеваемые и мучительно заламываемые, то порхающие. Поначалу им были привычны ласково мягкие рукава белого балахона Пьеро, принесшего Вертинскому первую славу еще до революции, а потом – рукава черного фрака, откуда выглядывали подмороженные крахмалом белоснежные манжеты, на одной из которых Марлен Дитрих карандашом для подведения бровей записала как-то свой телефон. О, руки Вертинского – то создававшие стремительными стригущими движениями длинных бледных пальцев иллюзию, что на сцене не он сам, а маленькая балерина, которая «всегда нема», то рисовавшие в воздухе царственным жестом никем не замечаемых актрис, которые «только в горничных играли королев».

Руслан: Знаменитый актер МХАТа Василий Иванович Качалов (1875-1948), когда его спросили, в чём, по его мнению, состоит мастерство Александра Вертинского, ответил: «Прежде всего в выразительности его пения, в блестящем владении искусством интонации, в образности жеста, в умении какими-то своеобразными средствами, главным образом движением пальцев, создавать образы, перевоплощаться. Такого умения владеть руками, таких «поющих рук» я не знаю ни у одного из актеров».

Alarissa1942: Руслан пишет: Такого умения владеть руками, таких «поющих рук» я не знаю ни у одного из актеров». Руслан! При условии, если они НЕ заняты гитарой! (Вы поняли, о ком это я!)



полная версия страницы