Форум » Об интересных людях » Сергей Яковлевич Лемешев » Ответить

Сергей Яковлевич Лемешев

zina36: Сегодня в 20.45 по каналу "Культура"прошла передача о С. Я. Лемешеве. В ней принимали участие дочь певца, Мария Лемешева, обе последние жены, Ирина Масленникова и Вера Кудрявцева, одна из преданных поклонниц, Борис Покровский, Валерий Золотухин, Басков и др. Было сказано много самых искренних и теплых слов, звучали записи его исполнений, причем очень хорошего качества. Не только отрывки и арии из опер, но и русские народные песни и романс "Выхожу один я на дорогу". Нет слов , чтобы выразить восторг от его голоса и душевной, искренней манеры исполнения. Какая лиричность, мягкость , доброта, чувственность! Какое милое, интеллигентное лицо! Посмотрела с удовольствием. Утром, с 9 до 10 по "России"был фильм об Анне Нетребко, тоже очень интересный.

Ответов - 17

Marina: Жалко, что я пропустила, живу всю неделю без программы. zina36 пишет: Нет слов , чтобы выразить восторг от его голоса и душевной, искренней манеры исполнения. Какая лиричность, мягкость , доброта, чувственность! Какое милое, интеллигентное лицо! Посмотрела с удовольствием. Да, это был очень интеллигентный и добрый человек, судя по его выступлениям! Даже не знаю, кого можно было бы с ним поставить рядом сейчас, может Дмитрия Хворостовского? Пожалуй, он более жесткий... Видимо, изменились времена. Теперь другие герои, мягкость и интеллигентность не способствуют известности.

zina36: Времена, конечно, другие. Но и современники Лемешева были разные. Даже его коллега по Большому театру И.С.Козловский, обладая более крепким голосом и совершенной техникой, не мог сравниться с ним по лиричности и проникновенности исполнения. В первый раз я об этом вчера услышала из уст Покровского, хотя сама всегда именно этим качеством Лемешева и болела. В субботу по "Культуре" в 18. 25 часовая передача о Роландо Виллазоне- партнере Анны Нетребко.

Svoboda: zina36 , спасибо.


zina36: "Скажите, девушки, подружке вашей."

zina36: Сбылась моя давнишняя мечта. Теперь я тоже умею выкладывать любимых исполнителей с YouTube. Огромное спасибо Svoboda за консультацию и помощь.

Svoboda: zina36 , Лемешев здесь такой молодой и красивый, что понимаешь почему у него так много было преданных поклонниц. И, конечно, голос! Хотя это не мой тембр.

Marina: Здесь можно скачать или послушать песни или фрагменты песен в исполнении Сергея Лемешева! Композиторы \ Глинка Михаил Иванович | Список альбомов \ Лемешев С. "Память Сердца" (романсы М.И.Глинки) Композиторы: Глинка М. И. Исполнители: Лемешев С. Я. 01.Память сердца (К. Батюшков) 02.Я помню чудное мгновенье (А. Пушкин) 03.Не пой, красавица (А. Пушкин) 04.Адель (А. Пушкин) 05.В крови горит огонь желанья (А. Пушкин) 06.К Мери (А. Пушкин) 07.Как сладко с тобою мне быть (П. Рындин) 08.Элегия (Не искушай) (Е. Баратынский) 09.Я люблю, ты мне твердила (А. Римский-Корсак) 10.Милочка (N.N.) 11.Бедный певец (В. Жуковский) 12.Победитель (В. Жуковский) 13.Желание (Ф. Романи, перевод М.И. Глинки) 14.Люблю тебя, милая роза (И. Самарин) 15.Дубрава шумит (В. Жуковский) 16.Прости меня, прости (П.Федоров - А.Булгаков, обработка М. И. Глинки, дуэт с П. Норцовым) 17.Элегия (Не искушай) (Е. Баратынский, дуэт с Е. Катульской) 18.Северная звезда (Е. Ростопчина) 19.Ах ты, ночь ли, ноченька (А. Дельвиг) 20.Не осенний мелкий дождичек (А. Дельвиг) 21.Ах ты, душечка (сл. народные) 22.Дедушка (А. Дельвиг) Из вокального цикла «Прощание с Петербургом»: 23.Болеро (О, дева чудная моя) (Н. Кукольник) 24.Давно ли роскошно ты розой цвела (Н. Кукольник) 25.Колыбельная песня (Н. Кукольник) 26.Жаворонок (Н. Кукольник) http://aquarius-classic.ru/album?aid=24&cid=19

zina36: Marina , на этом сайте только фрагменты. Но и за это спасибо. Голос так и льется в душу.

Marina: 17.10.09 Последний концерт Лемешева в эфире В цикле «Исторические концерты» смотрите на телеканале «Культура» последнее выступление великого тенора Сергея Яковлевича Лемешева. В эфире 17 октября в 19:15. 15 декабря 1975 года Большой зал консерватории был переполнен и людьми, и цветами. В этот день состоялось последнее выступление патриарха оперной сцены, ведущего тенора Большого театра 1930-50-х годов Сергея Яковлевича Лемешева. Он прощался с публикой многократно: в 1973, 1974 и 1975 годах на сцене Большого зала консерватории, в 1972 году на сцене Большого театра — там, где сложилась судьба Сергея Яковлевича, где он вошел в плеяду великих теноров русской школы. В 1965 он в пятисотый раз исполнил свою лучшую роль — партию Ленского в опере «Евгений Онегин». Тогда Лемешев считал, что это последнее соприкосновение с музыкой, но в следующем году вновь пел Ленского. Сцена словно не отпускала Сергея Лемешева. Люди вновь и вновь стремились услышать мягкий, нежнейший голос певца, насладиться его выразительной манерой исполнения и сценическим обаянием. Знаменитый тенор, народный артист СССР Зураб Соткилава в преддверии показа концерта рассказал об истинно народной любви, которая окружала Сергея Лемешева: «Быть любимцем народа — а Лемешев был действительно любим всем народом — это очень непросто. Он был великим артистом, великим исполнителем. Он покорял сердца, души людей. Я запомнил знаменитую его фразу, которая стала легендарной. Лемешев начинал свою оперную деятельность в Тбилиси, и когда приехал в Москву, в Большой театр, сказал: «Певец, которого в Тбилиси публика воспримет здорово, может спокойно петь во всем мире». А его принимали в Тбилиси фантастически! Его чарующий, проникающий в душу голос огромного обаяния и красоты просто завораживал». Для своего самого последнего концерта, который показывает телеканал «Культура», 73-летний Сергей Лемешев выбрал программу, в которой наиболее полно раскрывалась неповторимая окраска его тембра. Ее основу составили романсы и песни русских композиторов: «В крови горит огонь желанья» (муз. М. Глинки / слова А. Пушкина), «То было раннею весной…» (П. Чайковский / А. Толстой), «Песнь ямщика» (А. Гурилев / К. Бахтурин), «Певец» (А. Рубинштейн / А. Пушкин). Партия фортепиано — Николай Данилов. http://www.tvkultura.ru/news.html?id=378460

zina36: Marina , спасибо за напоминание. Мне кажется, я была на последнем концерте великого певца в БЗ Консерватории. Завтра попробую поднять свои архивы.

sergunya: Да, голос удивительный.. Чувствуется, что Сергей Яковлевич обладал также и удивительной душой. Наташа скомпилировала несколько статей, вот здесь начало статьи об истории романса "Средь шумного бала", там приведено интересное размышление Сергея Яковлевича о том, как надо петь этот романс: http://sergeyrusanov.ru/?p=2422

Marina: sergunya , спасибо за историю романса "Средь шумного бала". sergunya пишет: там приведено интересное размышление Сергея Яковлевича о том, как надо петь этот романс: Вот оно: Сергей Яковлевич Лемешев в своей книге «Путь к искусству» размышляет над исполнением романса «Средь шумного бала» — его мысли несомненно имеют большую ценность для начинающего певца: «Настроение грусти не надо акцентировать, оно передает лишь общую эмоциональную настройку музыки — нежной мечтательности, «светлой печали». Выделить же важно последние слова, но не грубо, а проникновенно, так, чтобы они (особенно «люблю») запомнились слушателю. Здесь надо серьезно искать выразительность интонации, прежде чем вынести романс на эстраду. В этих словах не должно быть легкомыслия, но и не может быть грубой откровенности. Их надо произнести тонко, поэтично, убедительно. Необходимо на протяжении всего романса сохранить ритм вальса, не нарушая его; я прошу пианиста играть очень сдержанно, негромко, но взволнованно. Это та музыка, которая неотделимо слилась с образом девушки, запавшим в душу героя. Мне он представляется хотя и молодым человеком, но уже и не совсем юным. Юноша обычно тотчас побежит искать встречи с той, которая пленила его воображение. Его чувства требуют немедленного действия, признания, ответа... Молодежи не свойственна рефлексия. Ей всегда кажется, что это и есть единственная настоящая любовь. Герой же Чайковского относится к тем людям, которые знают цену чувствам. Он, быть может, и никогда не встретится с той, которая его очаровала, не откроется ей. И может быть, именно поэтому в музыке звучит нежная грусть. Но он благодарен уже тому, что эта случайная встреча на балу дала ему несколько волнующих поэтических минут, пробудила чувства, быть может уже погасшие, обогатила его память еще одним пленительным образом... Все это плод многолетних размышлений: «Средь шумного бала» — среди первых моих романсов из лирики Чайковского. Но вот совсем недавно я пришёл к еще более простому решению исполнительской задачи в этом романсе. Дело не в том, как произнести финальную фразу. Важно голосом с таким восторгом и упоением описать облик незнакомки, взволновавшей героя (ее портрет дан в романсе через его воспоминание), чтобы для зрителя сразу стало ясно, что он влюбился... И тогда не нужно и особенно выделять последние слова. Они должны прозвучать просто и спокойно, как итог всего прежде вылившегося чувства. Конечно, я понимаю, что «простота» этого решения не так-то уж проста. Она требует огромной концентрации чувства на протяжении всего романса и вместе с тем — предельной поэтичной тонкости, я бы сказал, «воздушности» его выражения. Кстати говоря, именно такое — «на одном дыхании» — исполнение этого романса наиболее точно обеспечивает сохранение его музыкальной формы, мелодическую законченность. Музыку Чайковского нельзя «рвать» на отдельные фразы, слова. Она сильна именно своей целостностью. И здесь певцу опять же должен прийти на помощь опыт плюс воображение, способное зажигаться. Каждый художник, конечно, найдет в музыке и словах произведения наиболее себе близкую трактовку. Но главное — избежать банальности, безразличия к тому, о чем поешь, нарочитой аффектации, грубой иллюстративности». Поёт Сергей Лемешев. Сергей Лемешев Средь шумного бала

Marina: Интересно было узнать, как певец продумывает образ лирического героя, от имени которого поет этот романс! А также и образ той девушки, которой посвящен этот романс! Важно голосом с таким восторгом и упоением описать облик незнакомки, взволновавшей героя (ее портрет дан в романсе через его воспоминание), чтобы для зрителя сразу стало ясно, что он влюбился... Да, Лемешев был уникальным певцом.

zina36: Marina , большое спасибо за этот замечательный материал. Вот именно С.Я.Лемешева я больше всего люблю, именно его исполнение этого романса и других романсов Чайковского. Не могу передать, как волнует душу, трогает с детства потаенные струны его голос, его такая естественная, искренняя, милая манера исполнения. И его такая простая, благородная, чистая внешность, красноречивая и вместе с тем сдержанная манера поведения.

ZINA36: Романс А.Варламова на стихи А.С.Пушкина "Мэри". Поет С.Я.Лемешев. 1971 год.

ZINA36: Прелестная чешская песня "Не могу молиться Богу". Поет С.Я.Лемешев. Сегодня услышала первый раз.

ZINA36: Раритетная запись концерта С.Я.Лемешева в Колонном Зале Дома Союзов в 1971 году. Послушала с радостью и удовольствием. Послушайте, кому интересно.



полная версия страницы