Форум » Об интересных людях » Композитор Валерий Гаврилин » Ответить

Композитор Валерий Гаврилин

zina36: «Если мысленно сделать срез Вологды, вологодского края, он ушел бы в небо, начавшись с красот самой земли, с особой голубизны фресок Дионисия в Ферапонтове, с монастырских чистых «воздухов» до ароматов прозы Василия Белова, до щемящей душу музыки Валерия Гаврилина. В вершинном его творении — хоровой симфонии «Перезвоны» — есть все для русского ума и сердца, только умей слушать… » (Владимир Федосеев). Замечательный русский композитор Валерий Гаврилин (1939–1999) занимает достойное место в ряду самых прославленных сыновей земли Вологодской — К. Батюшкова и В. Верещагина, В. Гиляровского и Н. Клюева, В. Шаламова и Н. Рубцова. В Вологде, где он родился 17 августа 1939 года, начался его трудный, но яркий и самобытный путь в искусстве. Гаврилин писал: «Вологда для меня … это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех ее проявлениях… Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своем родном крае». А детство это было нелегким — отец погиб на фронте, и после ареста матери Валерий воспитывался в детском доме с. Ковырино под Вологдой. Его первым учителем музыки была Т.Д. Томашевская. Благодаря ее настоятельным просьбам в 1953 было получено разрешение матери Валерия на его обучение в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, а затем, с 1958, и в самой консерватории. В 1964 В. Гаврилин закончил ее как музыковед и композитор, а через год был принят в Союз композиторов СССР. Уже на ранних этапах творческого пути сложились основные особенности композиторского мышления Гаврилина — направленность на демократическую аудиторию, театральность, программность, склонность к жанровым, образным и стилистическим смешениям — сочетанию высокого и низкого, озорной шутки и гротеска, банального и трагического, архаического и остросовременного. Свежесть музыки композитора во многом связана с опорой на фольклорные, в том числе «низкие» жанры (частушку, «страдания», жестокий и мещанский романс). В. Гаврилин, наряду с Г. Свиридовым и Р. Щедриным, был одним из представителей так называемой «новой фольклорной волны»; этика и эстетика его музыки близка прозе В. Распутина и В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова. Музыка Гаврилина быстро завоевала признание. Ему были присуждены Государственная премия РСФСР им. М.И. Глинки (1967) за вокальный цикл «Русская тетрадь», I премия Всесоюзного песенного конкурса (1977) за песню «Два брата», премия Ленинского комсомола (1980) за вокально-симфоническую поэму «Военные письма», вокально-инструментальный цикл «Земля» и песню «Два брата». За ними последовали: звания заслуженного деятеля искусств (1979), народного артиста РСФСР, Государственная премия СССР за хоровую симфонию-действо «Перезвоны» (1985) и премия мэра Санкт-Петербурга за вклад в музыкальную культуру города (1995). Балет «Анюта» на музыку Гаврилина в 1983 был удостоен «Золотого приза» X Всесоюзного телевизионного фестиваля, а через 3 года поставлен в Неаполе на сцене театра Сан-Карло и назван лучшим спектаклем года в Италии. Широкую известность и любовь слушателей, помимо уже названных сочинений, получили песни «Простите меня», «Шутка», «Черемуха», вокальные циклы «Вечерок» и две «Немецкие тетради», фортепианные пьесы. Большую часть жизни В. Гаврилин прожил в северной столице, но его связи с Вологдой никогда не прерывались — он писал музыку для спектаклей Вологодского драмтеатра, участвовал в I областной фольклорной конференции (1968), Международном Сергиевском конгрессе (1992), возглавлял жюри Областного конкурса композиторов-любителей (1981). В Вологде неоднократно проходили авторские концерты Гаврилина, последний — в Воскресенском соборе Кремля в апреле 1997 http://www.cultinfo.ru/gavrilin/

Ответов - 108, стр: 1 2 3 4 All

Marina: Вот здесь: можно посмотреть все видеоклипы на музыку Гаврилина, размещенные на Ютубе! Мне понравился вот этот клип: Людмила Сенчина, А. Малинин Дорогой, куда ты едешь Видеоклип. Музыка В, Гаврилин, слова А. Шульгина.

Alarissa1942: Zina36 пишет: "... Балет «Анюта» на музыку Гаврилина в 1983 был удостоен «Золотого приза» X Всесоюзного телевизионного фестиваля..." Тарантелла из балета "Анюта" в исполнении Е.Максимовой --- одной из лучших балерин современности: http://www.youtube.com/watch?v=qMDeqp_7k1w

Marina: Э. А. Хиль ЭТО ПРО ВСЕХ НАС Однажды летом, поздним вечером раздается звонок в дверь и на пороге появляется Валерий Гаврилин. «Я зашел к вам на минуту, только покажу одно сочинение - и все». Садится за инструмент и появляются волшебные звуки, какая-то неимоверная гармония и увлекает вас очень далеко от повседневных мелочей, переживаний и разной мельтешни. Его сочинения переносят нас то в XVIII или XIX век в Германию, и вы находитесь в одной гостиной с Шиллером и Гейне, а то вы лежите в окопах под Москвой в 1941 году. А бывает и так, что мелодия его песни уносит вас на север России, когда она еще не приняла христианства, в языческую Русь. Я спрашивал Валерия, откуда это, а он отвечал, что слышал от своей нянюшки в детстве, когда его убаюкивали в люльке или на русской печи. Однажды я пришел к Валерию, чтобы послушать новое произведение. Долго хозяин не подходил к инструменту, а потом предложил мне: "Давай-ка лучше попоем романсы Чайковского или Глинки". Он знал не только песни и романсы современных и русских композиторов, он переиграл всех зарубежных классиков. А какие у него партитуры! Музыканты любого оркестра очень любят играть музыку Валерия Гаврилина, хотя она порой очень трудна, требует виртуозности, но его музыка увлекает не только слушателей, но и разных исполнителей, молодых и очень зрелых, оперных, камерных, эстрадных. Хоровые коллективы без ума от его музыки. Его инструментальная и симфоническая музыка — это новый язык, это наши национальные корни, глубоко живущие в нас, но не каждый может это перевести на язык музыки. В 60-х годах я присутствовал на пленуме Союза композиторов в Москве и кое-что вспоминаю о том времени. Одним из докладчиков был Г. В. Свиридов. Он говорил вот о чем: «Сейчас очень много появилось композиторов-песенников, это очень известные люди в нашей стране, их песни знают почти все, они звучат часто по радио и на телевидении, но я должен вам сказать, что в Ленинграде проживает только что закончивший консерваторию очень одаренный человек. Запомните его имя и фамилию — это Валерий Гаврилин. Я слышал некоторые его произведения, которые меня просто покорили, я считаю, что появился гениальный композитор». Мне стало как-то не по себе: как это я не знаю такого композитора? Куда же я смотрел? По приезде из Москвы я пошел на наше радио и встретился с дирижером нашего радийного оркестра Александром Александровичем Владимировым. — Александр Александрович! Кто такой Валерий Гаврилин? — Э-э, батенька мой, это композитор и очень выдающийся! Вы любите Мусоргского? -Да. — Так вот Гаврилин может написать все — и оперу, и романс, и симфонию. У меня сейчас есть несколько его сочинений для симфонического оркестра и солиста, есть партитуры. Я дам вам клавиры и вы посмотрите дома, а потом мы с вами попробуем это записать. Я с трепетом взял ноты и быстро пошел домой, к инструменту. И сразу был ошарашен масштабностью этого произведения. Стихи меня тоже поразили, стихи поэта Вадима Коростылева. Я записал с Владимирцовым пять произведений Валерия Гаврилина: «Про царский страх», «Про то, как убили смех на Руси», «Про то, как холоп снаряжал на восстанье барина», «Императорский вальс» и «Про царское убиение». Называлось это сочинение «Скоморохи». Через некоторое время эта запись прозвучала по Ленинградскому радио, и Валерий Александрович предложил мне еще кое-что из своих сочинений: «Я отсюда родом-племенем», «Домашняя песенка», «Белая ворона», «Атака», «Припевки», «Хорошинская улочка», «Нам ли Севера бояться», «Два брата» и др. Все это я с удовольствием пел, и эти песни прочно вошли в мой концертный репертуар на многие годы. Потом с А. А. Владимирцовым и его оркестром записали песни Валерия Гаврилина на пластинку. В дальнейшем В. Гаврилин расширил «Скоморохов» и уже к написанным ранее пяти номерам добавились еще восемь — «Скоморохи на Невском», «Скоморохи на природе», «Ладушки», «Черная река», «Ой, вы песни» и др. «Скоморохи» были исполнены в Октябрьском зале и в Капелле. В разное время дирижировали А. Владимирцов, С. Горковенко, А. Бадхен. В 1999 году в дни фестиваля музыки В. Гаврилина, посвященного его 60-летию, но проходившего уже без него, «Скоморохи» были исполнены и в Капелле, в Петербурге, и на родине Валерия в Вологде. В конце 70-х годов в Ленинграде появилась афиша с названием «Северный родник». Исполнителями музыки Валерия Гаврилина были студенты театрального института, где я в то время преподавал. Работали мы над этой программой долго и увлеченно. — Почему такое название — «Северный родник»? — спросили меня в Союзе композиторов. Ответ был таковым: «Страна наша на севере, наш город на северо-западе, В. А. Гаврилин родился в Вологде, на севере». Музыка В. Гаврилина, она про всех нас, кто живет рядом с ним, кто слышит свист ветра и пение птиц, кто ощущает запах медуницы и сена. Наверное, Гаврилин прислушивался и присматривался ко всему, он видел синее небо и облака, он слышал музыку пчел и гармонию всего мира, все, что мы видим, и слышим, и ощущаем — все это можно найти в музыке Гаврилина. Какое счастье, что мы, окружавшие его, жили с ним в одно время и частично понимали его замыслы и мысли. Есть такое сочинение у Валерия Гаврилина под названием «Ишак и соловей» — про то, как ишак учил пению соловья. Стихи Виктора Гина. Музыка написана в гротесково-классическом духе, смена голосовых тембров, надо петь и как ишак и виртуозно, почти что соловьем. Человеческий голос не может выразить те тембры, которые издает эта чудо-птица. Гаврилин это знал, и он оставлял для человеческого голоса смысловую нагрузку, а всю виртуозность переносил на рояль, на аккомпаниатора. А как владел Гаврилин инструментом! Я иногда останавливался и любовался его игрой, потом его подхватывал, а он подхватывал и подпевал мне... (Мне очень жаль, что все, что он делал за инструментом, в какой власти был у него рояль, жаль, что это не запечатлено кинокамерой). А как он играл «Немецкую тетрадь»! Это надо было показывать студентам в консерватории, особенно тем, кто хочет стать профессиональными аккомпаниаторами. Так вот, возвращаясь к песне «Ишак и соловей», мне вспоминается такая история. Генсек Л. Брежнев летел в Грузию, где должен был выступить с небольшой речью по телевидению. Самолет с большим гостем опаздывал из Москвы, и диктор объявил: «Пока самолет еще в воздухе, послушайте небольшой концерт из произведений советских композиторов. «Сначала прозвучали две песни А. Пахмутовой, а потом песни В. Гаврилина — «Нам ли Севера бояться» и «Ишак и соловей». Я даже похолодел после того, как ишак сказал соловью: «Не всем же быть на свете соловьями, ведь кто-то должен быть и ишаком!», а потом пошла импровизация, построенная на голосовых возможностях ишака — тупая, но с пафосом. Вдруг песня прерывается и диктор объявляет: «Наши микрофоны включены в аэропорту Тбилиси, к микрофону подходит Генсек Л.Брежнев». «Дорогие грузины», -произносит Л. И. Брежнев, и мне показалось на миг, что это было продолжение песни. Наутро позвонили из Москвы в Смольный и сказали: «Композитора, поэта, исполнителя и редактора снять на какое-то время с эфира». Но когда Л. И. Брежнев ушел в мир большинства, то нас простили и помиловали. Романсы и песни Валерия Гаврилина — очень яркая страница его творчества. Огромное количество песен написаны на стихи Альбины Шульгиной. Можно сказать, что они оба счастливо нашли друг друга, И мы, исполнители, очень этому рады. На ее же стихи была написана и вокально-симфоническая поэма «Военные письма». Работу над ней я вспоминаю с большой любовью. Альбина Шульгина и Валерий Гаврилин не видели войны 1941-45 годов (они были малышами), но то, что они эти события выразили в музыке и стихах, меня так взволновало, что я до сих пор не верю в это явление, да еще как выразили, по-новому, по-своему. История простая: он уходит на фронт, она его ждет, приходит похоронка, а потом после похоронки приходят запоздавшие письма, от него, она на грани сумасшествия — разговаривает с ним, перечитывая его письма и вспоминая его, их любовь, которая осталась в ее сердце навсегда. Это настоящий памятник тем, кто защитил наших людей и землю. Царство им небесное, а Валерию Гаврилину нижайший поклон. Аминь. 19 мая 2000 г., Санкт-Петербург Ишак и соловей Ишак и соловей (В.Гаврилин - В.Гин).


Белочка: 75 лет назад ,17 августа 1939г , в Вологде родился Валерий Гаврилин – выдающийся русский композитор. Синее море... Белый пароход... Валерий Гаврилин Документальный фильм (Россия),2009г Фильм посвящен композитору Валерию Гаврилину. В основе картины уникальные кадры программ, в которых Валерий Гаврилин рассказывает о детском доме, о любимой Вологде, о первой учительнице музыки, о своих друзьях, говорит о музыке. Сохранились записи последнего авторского вечера композитора в зале Ленинградской Капеллы. Валерия Гаврилина вспоминают Георгий Свиридов, Михаил Ульянов, Георгий Товстоногов, Владимир Васильев, Лев Додин, Владимир Минин, Олег Меньшиков. Они были близкими друзьями Гаврилина. В фильме принимает участие и вдова композитора - Наталия Гаврилина. Видео или можно смотреть здесь: (можно увидеть и фрагменты спектакля М.Ульянова)

Белочка: «Услышать музыку в душе» [Литературная газета. 1985. 24 апреля. Монолог записала Г. Силина] Монолог с отступлениями <...> В центре «Перезвонов» — человек, поставленный в трагическую ситуацию: перед смертью в его памяти встает вся его жизнь. <...> Хоровая симфония-действо носит подзаголовок «По прочтении Шукшина». Я не был знаком с Василием Макаровичем, хотя, казалось бы, должен был. Где-то рядом, близко проходили наши пути. Он хотел, чтобы я писал музыку к фильму по его сценарию «Мой младший брат», но совместная работа не состоялась, не успели... Живет песня «Два брата» на слова Виктора Максимова, которая должна была войти в будущую картину. Еще раз я «встретился» с Шукшиным, когда Михаил Ульянов пригласил меня писать музыку к спектаклю «Степан Разин» по кинороману «Я пришел дать вам волю» в Театре имени Вахтангова. Из музыки к спектаклю в «Перезвоны» вошли два фрагмента. А подзаголовок... То, что Шукшин исповедовал, над чем мучительно думал, постоянно отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную землю. <...> Трудно пересказать коротко или подробно, что именно я ищу в слове. Получается буквально по Тютчеву: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Может быть, поэтому я сам не только подбираю, но порой и придумываю тексты к своей музыке. С точки зрения поэзии это, наверное, не так уж удачно, но зато ближе мне по душевному настрою. Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Мысль произведения должна быть ясной. Меня постоянно свербит боль: поймут ли? Не может быть, чтобы, развиваясь, музыка становилась все более непонятной широкому слушателю — я имею в виду ее академические жанры. Надо идти друг другу навстречу. Нам, профессионалам, следует подумать о музыкальном языке. Полагаю, что здесь мы от литературы отстали. Валерий Александрович сейчас работает над новым произведением — «Пастух и пастушка» (по прочтении Астафьева). Литературной основой нередко выбираю произведения моих современников. Это дань благодарности художникам, творчество которых дает большую моральную поддержку. Хочется раскрыть доступными мне средствами музыку писательского слова. Виктор Астафьев, и как личность, и как писатель, бесконечно дорог мне. Виктор Петрович жил в Вологде, на моей родине. К постановке его пьесы «Черемуха» в Вологодском областном театре я писал музыку. От нее сохранилась песня, сейчас часто исполняемая. По жанру «Пастух и пастушка» тоже симфония-действо. Но после выхода «Перезвонов» я многое учел в своей работе: дело в том, что они очень трудны технически и пока что под силу только Московскому камерному хору В. Н. Минина. Партитура «Пастуха и пастушки» проще, я сделал это сознательно, стремясь быть понятнее. Когда-то музыкантов содержали меценаты. Теперь миллионная аудитория работает на нас: выращивает хлеб, строит концертные залы. Композитор Борис Тищенко, по-моему, очень точно сказал: «Должно быть такое впечатление от музыки, будто она существовала, а мы ее поймали и зафиксировали». Я много думал об этом и считаю: мы, композиторы, — инструменты, вылавливающие музыку из человеческой души. Прочитать все статьи можно здесь: click here - Гаврилин В. А. Слушая сердцем... Статьи. Выступления. Интервью. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2005. 456 с, ил.

ZINA36: Вот только теперь, по прошествии долгого времени, я могла полностью прочувствовать и оценить разницу между исполнением "Военных писем" в КЗЧ академическими исполнителями и в Барнауле- на Шукшинском фестивале. Ну, просто небо и земля. Почти в буквальном смысле. Все, буквально все, исполнители в Барнауле были полностью погружены в это замечательное произведение В.Гаврилина: и оркестр "Сибирь" с дирижером и автором проекта А.Жуковым, и детский хор "Сентябринки", и конечно, любимые солисты: Е.Гусева и Е.Дятлов. Нет слов, чтобы описать их дуэт, настолько живой, гармоничный и трепетный, что слезы наворачиваются. Исполнение каждым из них своих партий тоже пронзительно и глубоко. Прямо вижу этих простых, попавших в самую молотилку войны, но хранивших свою любовь людей. Почему-то кажется, что В.Гаврилин, был бы очень рад и растроган, если бы мог услышать это чудо. Ведь недаром он не обозначил в партитуре голоса солистов, а написал просто: мужской и женский. Вот и получилось, что академические певцы Долженко и Лукьянов не донесли до слушателей все, что хотел донести автор. Хотя голоса хорошие и с музыкальной точки зрения все безукоризненно. Я теперь понимаю, что хотел сказать ЕВД, когда говорил, что в это произведение нужно внести что-то свое. Вряд ли такой маститый маэстро, как В.Федосеев, позволил бы ЕВД показать свое вИдение, а ЕВД и не смог бы отстаивать свою точку зрения. Не получилось бы гармонии. А в Барнауле как раз гармония и была во главе угла. Что будет в Консерватории в марте, трудно сказать. Если будет не ЕВД с Гусевой, не пойду.

Сонечка: ZINA36 пишет: Я теперь понимаю, что хотел сказать ЕВД, когда говорил, что в это произведение нужно внести что-то свое. Вряд ли такой маститый маэстро, как В.Федосеев, позволил бы ЕВД показать свое вИдение, а ЕВД и не смог бы отстаивать свою точку зрения. Зачем же тогда приглашать уникального исполнителя Дятлова и заставлять его петь "под копирку"?! Классических исполнителей и без него полно - возьми любого.

ZINA36: Сонечка пишет: Зачем же тогда приглашать уникального исполнителя Дятлова и заставлять его петь "под копирку"?! Классических исполнителей и без него полно - возьми любого. У каждого дирижера своя точка зрения на исполняемое произведение. И пререкаться с ним, так же, как и с режиссером в театре, не принято. Неклассический певец Дятлов в дуэте с классической певицей, солисткой Большого театра Долженко, я думаю, был экспериментом и определенным риском для Федосеева. У него уже был в запасе другой солист-Баторин. В конечном итоге пел третий баритон - из Петербурга-Лукьянов Мне кажется, Дятлов сразу понял, что эта компания не для него. Поэтому и отказался под благовидным предлогом. Мне кажется, правильно сделал. Но что Бог ни делает, все к лучшему. У ЕВД в содружестве с А.Жуковым родился уникальный проект. В Москве да и в Питере не удается, к сожалению, его повторить. А что получится 17 марта в Консерватории, даже предположить трудно. Если Федосеев поступится своими амбициями и пригласив Дятлова и Гусеву, пойдет им на творческие уступки, может получИться хорошо. А если нет, то опять будут классические певцы со всеми вытекающими.....

Marina: ZINA36 пишет: В Москве да и в Питере не удается, к сожалению, его повторить. В Питере по-моему никто и не пытался это повторить!

ZINA36: Marina пишет: В Питере по-моему никто и не пытался это повторить! Честно говоря, это я со слов ЕВД знаю, что попытки повторить этот концерт в Москве и в Питере пока не удаются. Всякие сложности мешают. Это он говорил в октябре прошлого года. Поэтому и пригласил Гусеву на свой концерт, чтобы хоть несколько песен спеть из этого цикла. А у вас из какого источника сведения?

Marina: ZINA36 пишет: А у вас из какого источника сведения? Просто не видела таких обещаний нигде!

ZINA36: Marina пишет: Просто не видела таких обещаний нигде! Не поняла, про какие обещания вы говорите.

Marina: Обещания повторить этот концерт в Питере!

ZINA36: Marina пишет: Обещания повторить этот концерт в Питере! Это неудивительно, потому что среди заинтересованных лиц нет ни одного петербуржца, кроме Дятлова, а он об этом говорил один раз да и то только в Москве.

ZINA36: Гаврилин "Военные письма" В. Моисеева, С. Русанов Еще один вариант исполнения "Военных писем" В.Гаврилина. Интересно. Понравился Сергей Русанов. Не слышала еще , как поет эту вещь тенор. Но все же, мне больше нравится ЕВД с Гусевой.

Marina: ZINA36 пишет: Гаврилин "Военные письма" В. Моисеева, С. Русанов Сильная вещь! Конечно композитор Гаврилин не для широкой публики, в него надо вслушиваться, но потом потрясает до глубины души! У Русанова м Моисеевой получилось более трагическое исполнение, чем у Дятлова с Гусевой, там более лирическое! ZINA36 , спасибо за видео, как жаль, что ЕВД так и не сделал такую программу в Капелле, хотя она была заявлена. Пока он собирается, другие делают!

ZINA36: Marina пишет: ЕВД так и не сделал такую программу в Капелле, хотя она была заявлена. Пока он собирается, другие делают! Давно ли ЕВД заявлял такую программу в Капелле? Очень интересно, с кем и когда он хотел ее сделать? Но ведь сделал же, только в Москве с Антоном Жуковым. Очень хорошо они совпали. Трагизм этого произведения как раз подчеркнут мягкой, лирической линией солистов. А две начальные песни, исполненные ЕВД, "Что мои -то ясны очи... " и "Смерть пришла" просто потрясающе яркие. Я бы даже сказала, лучше, чем у мужского хора. У С. Русанова отняли песню "Пошел солдат да оглянулся". Он бы здорово ее спел.

Marina: Не совсем такую: 28 июля 2011 года - Санкт-Петербург творческий вечер, песни Валерия Гаврилина из цикла "Перезвоны" Государственная академическая Капелла Так и не состоялась эта программа, только читал тогда...



полная версия страницы