Форум » Об интересных людях » Композитор Валерий Гаврилин » Ответить

Композитор Валерий Гаврилин

zina36: «Если мысленно сделать срез Вологды, вологодского края, он ушел бы в небо, начавшись с красот самой земли, с особой голубизны фресок Дионисия в Ферапонтове, с монастырских чистых «воздухов» до ароматов прозы Василия Белова, до щемящей душу музыки Валерия Гаврилина. В вершинном его творении — хоровой симфонии «Перезвоны» — есть все для русского ума и сердца, только умей слушать… » (Владимир Федосеев). Замечательный русский композитор Валерий Гаврилин (1939–1999) занимает достойное место в ряду самых прославленных сыновей земли Вологодской — К. Батюшкова и В. Верещагина, В. Гиляровского и Н. Клюева, В. Шаламова и Н. Рубцова. В Вологде, где он родился 17 августа 1939 года, начался его трудный, но яркий и самобытный путь в искусстве. Гаврилин писал: «Вологда для меня … это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех ее проявлениях… Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своем родном крае». А детство это было нелегким — отец погиб на фронте, и после ареста матери Валерий воспитывался в детском доме с. Ковырино под Вологдой. Его первым учителем музыки была Т.Д. Томашевская. Благодаря ее настоятельным просьбам в 1953 было получено разрешение матери Валерия на его обучение в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, а затем, с 1958, и в самой консерватории. В 1964 В. Гаврилин закончил ее как музыковед и композитор, а через год был принят в Союз композиторов СССР. Уже на ранних этапах творческого пути сложились основные особенности композиторского мышления Гаврилина — направленность на демократическую аудиторию, театральность, программность, склонность к жанровым, образным и стилистическим смешениям — сочетанию высокого и низкого, озорной шутки и гротеска, банального и трагического, архаического и остросовременного. Свежесть музыки композитора во многом связана с опорой на фольклорные, в том числе «низкие» жанры (частушку, «страдания», жестокий и мещанский романс). В. Гаврилин, наряду с Г. Свиридовым и Р. Щедриным, был одним из представителей так называемой «новой фольклорной волны»; этика и эстетика его музыки близка прозе В. Распутина и В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова. Музыка Гаврилина быстро завоевала признание. Ему были присуждены Государственная премия РСФСР им. М.И. Глинки (1967) за вокальный цикл «Русская тетрадь», I премия Всесоюзного песенного конкурса (1977) за песню «Два брата», премия Ленинского комсомола (1980) за вокально-симфоническую поэму «Военные письма», вокально-инструментальный цикл «Земля» и песню «Два брата». За ними последовали: звания заслуженного деятеля искусств (1979), народного артиста РСФСР, Государственная премия СССР за хоровую симфонию-действо «Перезвоны» (1985) и премия мэра Санкт-Петербурга за вклад в музыкальную культуру города (1995). Балет «Анюта» на музыку Гаврилина в 1983 был удостоен «Золотого приза» X Всесоюзного телевизионного фестиваля, а через 3 года поставлен в Неаполе на сцене театра Сан-Карло и назван лучшим спектаклем года в Италии. Широкую известность и любовь слушателей, помимо уже названных сочинений, получили песни «Простите меня», «Шутка», «Черемуха», вокальные циклы «Вечерок» и две «Немецкие тетради», фортепианные пьесы. Большую часть жизни В. Гаврилин прожил в северной столице, но его связи с Вологдой никогда не прерывались — он писал музыку для спектаклей Вологодского драмтеатра, участвовал в I областной фольклорной конференции (1968), Международном Сергиевском конгрессе (1992), возглавлял жюри Областного конкурса композиторов-любителей (1981). В Вологде неоднократно проходили авторские концерты Гаврилина, последний — в Воскресенском соборе Кремля в апреле 1997 http://www.cultinfo.ru/gavrilin/

Ответов - 108, стр: 1 2 3 4 All

Marina: zina36 пишет: Думаю, что это были не поклонники Дятлова. Давно стало известно, что он не будет принимаать участие в концерте, с самого начала продажи билетов. Но не у всех есть возможность следить за изменениями в планах Евгения Дятлова по интернету. zina36 пишет: Поклонники Дятлова-люди очень внимательные, и отсутствие любимого артиста было им известно, думаю. Поклонники у Дятлова, как показывает практика, очень разные... Все равно мы теперь не узнаем, кто были эти люди, ушедшие с цветами домой, нет смысла гадать на эту тему. Хотя я допускаю, что зрители были разочарованы и поэтому им не захотелось никому дарить цветы. Такое тоже бывает, когда ожидания слишком завышены. У меня был такой случай, когда я прочитала в программке, что в спектакле играет актер, который произвел на меня большое впечатление и я принесла ему цветы. Когда оказалось, что этот актер не занят в спектакле и спектакль мне не понравился настолько, что я ушла с первого акта, то дарить цветы не было никакого желания и я унесла их домой.

zina36: Повторяю еще раз, я не верю, что так могли поступить поклонники Евгения Дятлова. Я хожу почти на все его концерты в Москве, сижу всегда близко и никаких экстремалок не видела. Тем более, что уж экстремалки точно знали, что Дятлова сегодня не будет. гость2 пишет: согласитесь, баритон профессиональный и поет замечательно. Я и не говорила, что баритон плохой. Голос профессионально поставлен, мягкий и т. д., но ведь восприятие музыки каждым человеком индивидуально. Меня это исполнение не тронуло, понравилось и только. И дуэт с Долженко не состоялся, на мой взгляд. Или мало репетировали, или просто голоса не подходят, не знаю. Простите, я не музыковед. Это только мое впечатление. Музыка, да , хороша, оркестровое звучание великолепно, дети- слов нет ,режиссура на высоком уровне. А все вместе..... Что касается концертов Е.Дятлова, то я сама могу зажечь ими кого угодно, а билеты на них уже давно дожидаются своего часа. Только вот 12 ноября не пойду. Посмотрю потом по ТВ. И в Питер, к сожалению, поехать не могу, хотя очень хочется.

zina36: Marina пишет: Но не у всех есть возможность следить за изменениями в планах Евгения Дятлова по интернету Необязательно по интернету. Телефоны есть практически у всех москвичей. Замена Дятлова на Буторина была известна сразу, как только началась продажа билетов. Это я со своим характером поторопилась купить билеты, когда они еще не поступили в кассы филармонии. Если честно, то зная о замене, я просто не пошла бы на этот концерт. Однако, сходила и не жалею, несмотря ни на что. Что касается обсуждаемого инцидента, то , мне кажется, он не стоит пристального внимания.


Marina: zina36 пишет: Что касается обсуждаемого инцидента, то , мне кажется, он не стоит пристального внимания. Я тоже не вижу причин для возмущения. Кстати, потом я все-таки пошла на этот спектакль еще раз и я не только досмотрела его до конца, но он мне очень понравился, так что я с удовольствием подарила бы цветы многим артистам, игравшим в тот раз! Просто я уже не ждала чего-то особенного и получила удовольствие! Думаю, что все-таки причина разочарования в завышенных ожиданиях, связанных с участием любимого певца.

Len Andana: гость2 пишет: И еще,некоторые из оставшихся, видимо,поклонников Евгения,демонстративно спрятали свои букеты и не вручили их. Может, просто парень принес своей девушке цветы, и они вместе пошли на концерт? Я такое наблюдала в БКЗ. Никакого пренебрежения к творчеству певца это не означало.

WilsonaWTF: Это афиша вчерашнего концерта. Фото и видео будут сегодня, но позже.

ИннаМ: Хотя я покупала билеты на этот концерт ради Евгения Дятлова, шла вчера с удовольствием, и в общем, концерт не разочаровал. Музыку Гаврилина люблю, особенно (и это неоригинально) к балетам "Анюта" и "Дом у дороги", и конечно, к фильму "Мой ласковый и нежный зверь" (последняя вчера, кстати, так и не прозвучала, хотя это "визитная карточка" композитора). Но насколько понравилось первое отделение, настолько утомило второе. Здесь я прочитала мнение, что во втором отделении демонстративно уходили поклонники Евгения. Не соглашусь, по-моему, уходили те, кому просто стало скучно и непонятно происходящее на сцене. Все же "Военные письма" - это вИдение войны и осознание ее именно Валерием Гаврилиным, так сказать, личный взгляд художника. У меня другой взгляд, другое понимание и осмысление, поэтому все услышанное в исполнении баритона, меццо и детского хора было для меня нудным, надуманным и не трогало совершенно, "Зеленый май" в особенности. Около меня две девушки ушли с середины второго отделения, ушли женщины с детьми, пожилая пара - ничьими поклонниками они не были. Честно говоря, и я с трудом досидела до конца этого действа, и была вознаграждена замечательной тарантеллой из "Анюты".

perimetr: ИннаМ пишет: Все же "Военные письма" - это вИдение войны и осознание ее именно Валерием Гаврилиным, так сказать, личный взгляд художника Странное дело, но (по личному опыту скажу) Гаврилина начинаешь понимать не тогда, когда слушаешь чье либо исполнение, а когда стараешься сам это исполнить. Желание не повториться, заставляет сильнее вдумываться в текст, искать события в жизни связанные с появлением этого произведения, окунаться в эпоху написания и стихотворения и музыки, что приводит к совершенно удивительным открытиям личного характера; например романс - "Я очи знал" - многие артисты воспринимают героя этого произведения, как человека с больным мировоззрением или стараются разделить текст на мужской и женский, а на самом деле - в стихах пишется о том "Как я счастлив, когда мой друг влюблен, в эти моменты от него не отвести глаз, так он прекрасен в этом чувстве!". Вот и получается, что недоосмыслил исполнитель, задуманное авторами и вынес на суд зрителей, а зрители оказались его умнее и не поняли его больной фантазии, вот и не интересно им. В общем, если бы во втором отделении выступали действительно мастера исполнения (а мастер - это человек, который не только заботиться о состоянии здоровья своего вокального аппарата) , то Вам не было столь скучно. Я не хочу сказать, что певцы были плохие, просто нужно понимать, когда исполняете произведения гения, нужно доверять ему, а не своему чутью, а для этого нужно искать литературу о человеке, воспоминания о нем, а если повезет, то и прямые подсказки - почему и при каких обстоятельствах было написано то или иное произведение. (Речь идет и о поэте, и о композиторе)

zina36: Вот и мне показалось, что А.Лукьянов несколько не доработал в этом плане песни В.Гаврилина. Песня о солдате, погибшем на войне, не прочувствована им до конца. Спокойное исполнение, ровный голос, певец как будто просто описывает события, и это не трогает душу. Поневоле приходит на ум сравнение с исполнением военных песен Евгением Дятловым. Я не единожды думала о том, как человек, сам не участвовавшиий (слава Богу) ни в одной войне, может так тонко и точно передавать своим исполнением чувства и солдат начала века, и Отечественной войны, и афганских событий, в которых принимали участие его ровесники. Наверное, это и есть талант, глубокая натура и Божья искра. Чтобы верилось каждому звуку, каждому слову. Ни о каком равнодушии, тем более, о скуке нет речи. Посмотришь на рядом сидящих зрителей и видишь в их глазах такой же душевный трепет, как и у тебя. Волшебная сила искусства!

sergunya: Вот, кстати, завтра схожу в Белый Зал, послушаю музыку Гаврилина. Исполнители прекрасные, я их хорошо знаю. И всем рекомендую ))) В.ГАВРИЛИН «ЛЮБОВЬ ОСТАНЕТСЯ» 1 ноября в 17:00, воскресенье Исполнители: Петербургский камерный оркестр «СКОМОРОХИ» Художественный руководитель и дирижер Заслуженный деятель искусств России Виктор АКУЛОВИЧ Солисты: Лауреат Международных конкурсов Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано) Лауреат Премий Гран-При конкурсов романсов Сергей ЗЫКОВ (баритон) Михаил ПИЛЯВСКИЙ (фортепиано) В программе музыка из балета «Анюта», песни и романсы Адрес Белого зала Политехнического университета: ул.Политехническая д.29, Главное здание (200 метров от станции метро «Политехническая») СПРАВКИ ПО ТЕЛЕФОНУ 064 или 552-76-45

Svoboda: sergunya , встретимся на концерте! Программа заявлена очень интересная!

WilsonaWTF: "Дорогой, куда ты едешь?" Ирина Долженко, Александр Лукьянов. "Пошел солдат" Александр Лукьянов.

WilsonaWTF: "Милый мой дружок" Ирина Долженко, Александр Лукьянов. "Почтальонка" Ирина Долженко. "Письмо" Александр Лукьянов.

sergunya: Так. Концерт в Белом зале записан. Буду выкладывать помаленьку. Слов не хватает выразить эмоции, а также огромную благодарность музыкантам за прекрасный вечер!

Marina: Да, концерт был хороший! Скучных песен не было. А я буду выкладывать фотографиии...

Svoboda: sergunya ,ждем видео. Marina , ждем фото. А я пока представлю программку.

Svoboda: Концерт был прекрасным! Чарующее меццо-сопрано Олеси Петровой и потрясающий баритон Сергея Зыкова то сменяли друг друга в песнях Валерия Гаврилина, то сплетались в прекрасном дуэте. Зрители высоко оценили искусство солистов и замечательного ансамбля народных инструментов "Скоморохи"! Слушать эстрадные песни, исполняемые великолепными оперными голосами, - огромное удовольствие. Особенно мне понравились песни "Любовь останется", "Времена года", вокальный цикл "Времена года" (Олеся Петрова),"Я отсюда родом племенем","Гонец" (Сергей Зыков), "Душевный разговор" и "Шутка" (дуэт). А песня "Два брата" в исполнении Сергея Зыкова просто тронула до слез, столько чувства вложил певец в нее. Недаром о ней Г Свиридов написал автору такие строки:"Изумительная вещь! Я второй раз слышу ее и плачу. Какая красота, как свежа форма, как она естественна. Какие дивные переходы: в мелодии от темы к теме, от куплета к куплету. Это шедевр. Поверьте мне!" Из инструментальной музыки наибольшее впечатление произвела Тарантелла из балета "Анюта".

Svoboda: Олеся Петрова. Сергей Зыков. Пятый Российский музыкальный Гаврилинский фестиваль. Концерт в Белом зале Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета "Любовь останется...",1 ноября 2009 года.

Марианна: WilsonaWTF, спасибо за записи. Пока там наши дамы раскачаются... пока то, да се. Замечательно, что два концерта одного композитора прошли практически один за другим. Можно будет сравнить.

Marina: Лауреат международных конкурсов Олеся Петрова! Вчера загружала много фотографий, компьютер завис, сегодня опять и все пропало, а времени совсем нет... И Машины записи послушать было совсем некогда, а интересно сравнить питерский концерт и московский. Надеюсь вечером жизнь наладится!

zina36: http://kkre-2.narod.ru/gavrilin.htm Это ссылка на записи Военных писем МП3 с Эдуардом Хилем и Таисией Калинченко. Конечно, студийную запись нельзя сравнивать с концертной, если строго. Но впечатление совершенно другое. Как же здорово все это звучало бы у ЕВД!

Marina: WilsonaWTF , спасибо за записи песен Гаврилина! Песни хорошие, мне больше других понравились такие: "Дорогой, куда ты едешь?" Ирина Долженко, Александр Лукьянов и "Письмо" Александр Лукьянов. Мне кажется, Александру Лукьянову не хватило более личного отношения к тому, что он поет, он спел слишком академично и сдержанно, да и диапазон у Евгения Дятлова больше. Вообще весь концерт в Москве был более торжественный, чем у нас в Петербурге, у нас было много юмора и озорства в исполнении, да и некоторые песни были шуточные! 16:14 | 01.11.2009 | Территория музыки Территория музыки - К 70-летию Валерия Гаврилина; Сюжет телеканала СТО ТВ. http://www.tv100.ru/video/view/19350/

Marina: zina36 пишет: Это ссылка на записи Военных писем МП3 с Эдуардом Хилем и Таисией Калинченко. Конечно, студийную запись нельзя сравнивать с концертной, если строго. Но впечатление совершенно другое. Послушала несколько песен в исполнении Эдуарда Хиля и Таисии Калинченко, песни замечательные и звучат необыкновенно хорошо! Мне даже показалось, что именно в этих песнях полностью раскрылся голос Хиля, который не звучал в более простеньких эстрадных песенках так выразительно! Так что все зависит от исполнителя, одни и те же песни производят совсем разное впечатление на слушателей! И я согласна с Зиной: zina36 пишет: Как же здорово все это звучало бы у ЕВД!

zina36: Marina пишет: Мне даже показалось, что именно в этих песнях полностью раскрылся голос Хиля, который не звучал в более простеньких эстрадных песенках так выразительно! Мне тоже так кажется. Я почувствовала и поняла, почему он пользовался пиететом у студентов. Когда он поет эстраду, думается, какой-то залихватский весельчак. Я его так и воспринимала раньше. "Ходит песенка по кругу", помните? А в "Военных письмах" он раскрылся совершенно неожиданно как драматический певец. Причем, его оптимизм как бы просвечивает сквозь призму трагедии войны. Здорово! Очень, очень жаль, что ЕВД упустил этот неповторимый шанс. Это была бы, на мой взгляд, весьма примечательная веха в его музыкальном творчестве.

WilsonaWTF: Детский хор

zina36: Объединенный детский хор в составе: Хора мальчиков хорового училища им. А.В.Свешникова и Большого детского хора им. В.С.Попова радиокампании" Голос России" исполняют песню В.Гаврилина "Дразнилка" (Хоровод)

Marina: К сожалению песни Валерия Гаврилина мало знакомы широкому кругу слушателей, я, например, знала только такие песни, как "Два брата", "Любовь останется", "Шутка", "Всё рябины", "В день свадьбы" (может какие-то песни слышала, но не знаю названий ) и знаменитую "Тарантеллу" из балета "Анюта". Может теперь ситуация изменится к лучшему...

Svoboda: ИннаМ пишет: Музыку Гаврилина люблю, особенно (и это неоригинально) к балетам "Анюта" и "Дом у дороги", и конечно, к фильму "Мой ласковый и нежный зверь" (последняя вчера, кстати, так и не прозвучала, хотя это "визитная карточка" композитора). Разве музыку к фильму "Мой ласковый и нежный зверь написал Гаврилин? По-моему, автор музыки к этому фильму Евгений Дога.

Svoboda: Еще одна понравившаяся песня В. Гаврилина. ШУТКА Музыка В. Гаврилина Слова А. Шульгиной 1. Дождь за окнами, идет за окнами, Шумит за окнами опять. Мы заохали, и мы заохали, И мы заохали: нельзя гулять! 3 раза Припев: Дайте музыку, скорее музыку, Скорее музыку, музыку, — Все кувырком! Туфли узкие, скинь туфли узкие, Скинь туфли узкие — И босиком. 2. А за окнами, гроза за окнами, Гремит за окнами в саду. Сирени мокрые, сирени мокрые, Сирени мокрые кого-то ждут. 3 раза Припев. 3. Дождь без устали, и мы без устали, Мы с ним без устало вдвоем. Как сережками, качая люстрами, Качая люстрами, танцует дом. 3 раза Припев. Как мило танцуют Людмила Сенчина и Эдуард Хиль под эту песню! Сергей Зыков и Олеся Петрова тоже выдали такой твист, что зал взорвался аплодисментами!

Marina: Дуэт Олеси Петровой и Сергея Зыкова исполняет песни Валерия Гаврилина!



полная версия страницы