Форум » Интервью » 24.10.12 "У нас в стране по традиции жизнь человека — копейка" газета Известия » Ответить

24.10.12 "У нас в стране по традиции жизнь человека — копейка" газета Известия

Marina: 24 октября 2012 У нас в стране по традиции жизнь человека — копейка Евгений Дятлов — о фильме «Жизнь и судьба», придирчивом зрителе и гуманизме Сергея Урсуляка Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов В Москве завершились съемки нового многосерийного фильма «Красные горы». Военную приключенческую ленту снял режиссер Игорь Зайцев, известный зрителям по сериалу «Чкалов». На одну из главных ролей режиссер пригласил Евгения Дятлова, по-новому заявившего о себе после выхода на экраны картин «Белая гвардия», «Жизнь и судьба». О новом творческом этапе актер рассказал «Известиям». — Судя по вашим интервью, обычно свои роли вы оцениваете трезво и безжалостно. Остались довольны последними работами в кино? — Доволен — не совсем то слово. Скорее благодаря участию в фильмах «Белая гвардия», «Чкалов», «Жизнь и судьба» я обрел уверенность, что я вышел на дорогу, к которой внутренне всегда стремился. Приведу пример. Недавно мой знакомый купил себе Lamborghini и решил прокатиться по Москве. Оказалось, эта спортивная машина не предназначена для столицы. При московских пробках со скоростью 250 км в час не поездишь. Периодически я себя чувствовал подобной машиной. Говорил себе: «Да не нужны здесь твои данные, они выглядят здесь нелепо!» Дошел до апогея критики и самоуничижения. Наконец в этом году мне крупно повезло, я благодарен судьбе, режиссерам, продюсерам, которые адекватно взглянули на меня и посчитали, что я могу работать в этих проектах. — Сами себя предлагали или вас звали? — Меня приглашали. От Чкалова я даже поначалу отказывался. Говорил Игорю Зайцеву: «Да я на него даже не похож, я — метр восемьдесят три, он — метр шестьдесят». Потом понял его концепцию и с интересом работал над этим фильмом. Режиссер задал алгоритм, позволяющий мне, как актеру, увидеть в Чкалове живого человека со своими бедами, устремлениями, мечтами, хотя у некоторых зрителей сериал вызвал неприятие. — Может, зритель критически отнесся с «Чкалову» потому, что ждал серьезную биографическую картину, а получил фильм, стилизованный под комедии военных лет? — Утешаю себе тем, что знаменитый фильм «Чапаев» соратники красного командира категорически не приняли. В 1990-е я читал воспоминания его современников, где описывались исторические неточности, допущенные в картине. Тем не менее «Чапаев» — это легендарный фильм, эпос, а наш «Чкалов» — это баллада. Мне кажется, картину стоило бы иначе назвать, оставить биографические факты из жизни Чкалова, но дать герою другое имя — глядишь, и реакция на фильм была бы иной. — Вас негативная реакция огорчила? — Да, я очень расстроился. Все претензии принимаю на свой счет, потому что считаю, что несу за фильм ответственность. Но все-таки оставляю за собой право выступать адвокатом своей роли. Считаю, что те, кто назвал сериал «биографическим извращением» и обвинил нас в том, что мы сделали из героя алкоголика, невнимательно смотрели фильм. — Автор сценария Алексей Поярков назвал Чкалова и его окружение людьми с другой температурой крови. — Да, в них была внутренняя сила, которая их вела, служила «клеем», сплачивала. Сейчас люди подобного темперамента и характера работают в спецзонах, они решают задачи высокого напряжения, и в науке, и в культуре, но локализовано. Единицы сгорают за идею, а между ними находится огромная масса, для которых жизнь — это путешествие от дивана до кухни, с кухни до телевизора, а все остальное — лишь способ обеспечения этого режима. Сколько пассионарности в ежедневном существовании? Посчитайте — она на нуле. А что если воспринимать свой день как мини-жизнь? Утром встали — это вы родились, ложитесь спать — вы умерли. В то время так и было. Происходил обмен, люди были способны друг друга зажигать, может быть, вопреки, а может, и во имя. Мы в этом фильме попытались об этом сказать, увидев в Чкалове Прометея. — Только что завершившийся сериал «Жизнь и судьба» зрители восприняли более благосклонно. — Не все так просто. Вокруг «Жизни и судьбы» тоже ломаются копья. Фильм вызывает смешанные чувства. Существуют люди, которые не могут побороть свое неприятие. Размышляя над этой реакцией, я задумался над тем, что ими движет, когда они в сильнейших драматических сценах обращают внимание на крой шинелей. Кажется, понял. Если человек принял решение не реагировать на чужие трудности и не сопереживать, потому что у него своих проблем достаточно, то режиссер Урсуляк, выманивающий его из его раковины, страшно раздражает. Попытка придираться к мелочам — это психологическая защита. Ведь «Жизнь и судьба» — это не конъюнктура, а послание режиссера, у которого душа по-настоящему болит. — Что вы пытались донести до зрителя, создавая образ Новикова? — Мне посчастливилось сыграть необычного человека. Как правило, полковники, особенно наделенные генеральскими полномочиями, — люди сдержанные. Часто они не склонны к рефлексии, тем более к публичной, а мой Новиков постоянно рефлексирует, но про себя. Один раз взрывается, кричит: «Я посылаю солдат на смерть и имею право подумать!». Бывают моменты, когда мы достигаем точки невозврата и некогда думать о человеческих жертвах. Важно не спутать их с теми моментами, когда есть возможность избежать кровопролития. Ведь у нас в стране по традиции жизнь человека — копейка, и его не жалко. У меня все родственники плакали, смотря «Жизнь и судьбу», — не потому, что режиссер снял сентиментальное кино, а потому, что им было жаль героев. Своей картиной Урсуляк провозгласил ценность и неповторимость человеческой жизни. — Еще одной вашей значительной работой этого года стал Свидригайлов, сыгранный в МХТ имени Чехова. Насколько я знаю, участие в «Преступлении и наказании» изначально было вашей инициативой. Чем привлек вас жестокий режиссер Лев Эренбург? — Я видел его спектакли и видел его актеров. В творчестве Эренбурга есть некая тайна, из области нерациональной, из жизни тела, с которой мне хотелось соприкоснуться. К тому же он ученик Товстоногова, а это имя для петербуржца сакрально. Хотелось получить частицу священного огня. К тому же речь шла о «Преступлении и наказании». Счастье в том, что мы соприкоснулись с преобразованной историей, которую режиссер пропустил через себя. С ним сложно и интересно работать, он просит выходить на сцену и пробовать после первого прочтения, когда ты еще текст толком не знаешь. Благодаря этому сразу начинаешь жить на площадке. — Для многих москвичей вы раскрылись как хороший театральный актер. Почему так мало играете в театре? — Это связано с моими внутренними приоритетами. Стараюсь работать не много, а плодотворно. Спектакль в МХТ для меня как очередной подвиг Геракла (смеется). Мое чутье выбирает мне подвиги. Хочется работать с серьезными людьми, а не переходить из рук в руки непрофессионалов. Подчас режиссеры не знают элементарных вещей. Я очень плохой актер, мои данные видны, только если работа заставляет включить все мои актерские силы, а это происходит только при встрече с сильными режиссерами. — Получается, от многих проектов отказываетесь? — Сейчас отказываюсь, пока есть возможность. Несколько дней назад закончились съемки фильма «Красные горы» Игоря Зайцева, с которым мы работали над «Чкаловым». Снова сыграл человека в погонах. Действие происходит на Дальнем Востоке во время войны. После съемок я решил взять паузу. Устал размениваться на ерунду, да и жизнь бежит в одну сторону. Почему бы самому себе об этом не сказать? Глупо находится в сообществе и не выйти на уровень своего высказывания, найдя достойных единомышленников. Ведь совместное высказывание удваивает эффект. И это понимает зритель. Если картина его заденет, дальше он будет действовать без нас, не спрашивая, как ему жить. По большому счету для этого мы и работаем, иначе актерство — пустой балаган. http://izvestia.ru/news/538244

Ответов - 6

Marina: После съемок я решил взять паузу. Устал размениваться на ерунду, да и жизнь бежит в одну сторону. Зато наконец-то концертов стало больше! (Правда пока не в Петербурге...) А если взять паузу, то может придет достойное предложение, а он как раз свободен! Евгения часто уговаривают уделять больше внимания концертной деятельности, но он хотел доказать, что и в актерстве может достичь определенных высот и вот теперь доказал, можно расслабиться... Глупо находится в сообществе и не выйти на уровень своего высказывания, найдя достойных единомышленников. Ведь совместное высказывание удваивает эффект. Мудреная какая-то фраза... Нельзя ли проще как-то ее высказать?

ZINA36: Marina пишет: Мудреная какая-то фраза... Нельзя ли проще как-то ее высказать? А я не удивляюсь. Не в первый раз такие непростые изречения, несущие простой, в общем-то смысл. ЕВД это очень свойственно. Хотя в основном, он все объясняет образно, доходчиво. Просто здесь касается лично его статуса, и он не хочет выглядеть хвастуном.

Алина63a: Купила сегодня газету с этим интервью. Там совсем другая фотография!


Alarissa1942: Marina пишет (цитата из сатьи): Мне кажется, картину стоило бы иначе назвать, оставить биографические факты из жизни Чкалова, но дать герою другое имя — глядишь, и реакция на фильм была бы иной. Marina! Был же рабочий вариант названия картины ---"Крылья". А "Баллада о крыльях" ещё интересней! Да имя героя в фильма заменить(?) Другой эффект! И меньше придирок...

Алина63a: Имя нельзя заменить, авторы хотели именно Чкалова, а не просто выдающего летчика, похожего на него. А название бы я предложила "Песня о Чкалове".

ZINA36: Алина63a пишет: А название бы я предложила "Песня о Чкалове". По аналогии с "Песней о Соколе"? Или с "Песней о Буревестнике"? Мне думается, что в фильме есть некоторое смещение акцентов, что ли. Режиссер и ЕВД неоднократно говорили о том, что это фильм- не история из серии ЖЗЛ и трактовали его как Балладу. В Балладе вседа фигурирует не вымышленное, а реально существовавшее лицо. Чкалов, в таком случае, и есть Чкалов. Кроме того, авторам и ЕВД не хотелось делать из Чкалова эдакого героя на пьедестале, сталинского сокола. Хотелось показать живого человека , живого , со всеми чертами чисто человеческими, а не небожителя. И это им удалось. Есть, конечно, некоторые упущения, но все главное в характере Чкалова раскрыто в сценарии и блестяще сыграно Евгением Дятловым. Это очень ценно!



полная версия страницы