Форум » Роли в других театрах » МХТ им. Чехова спектакль "Преступление и наказание" » Ответить

МХТ им. Чехова спектакль "Преступление и наказание"

Marina: МХТ им. Чехова 114-ый сезон 2011-2012 Федор Достоевский Преступление и наказание Раскольников - Кирилл Плетнев Лужин - Эдуард Чекмазов, Алексей Агапов Порфирий - Фёдор Лавров , Михаил Пореченков Свидригайлов - Евгений Дятлов Марфа Петровна - Ирина Гордина Катерина Ивановна - Ксения Лаврова-Глинка, Наталья Рогожкина Дуня - Ксения Теплова, Паулина Андреева Соня - Яна Гладких, Мария Поезжаева Амалия Ивановна, Лизавета - Кристина Бабушкина Разумихин - Виктор Хориняк, Максим Блинов Доктор - Владимир Тимофеев Мармеладов - Сергей Сосновский Мещанин - Леонид Тимцуник (Сатирикон) Пульхерия Ивановна - Наталья Кочетова Священник - Юрий Кравец Режиссёр — Лев Эренбург Художник — Валерий Полуновский Художник по костюмам — Вера Курицина Художник по свету — Дамир Исмагилов Балетмейстер — Юрий Васильков Помощник режиссёра — Наталья Николаева Премьера (ориентировочно) - 13,14,15 марта 2012 на Малой сцене МХТ им. Чехова Предпремьерный показ 20.03.12

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Marina: Еще один отзыв из Москвы от Ольги: Вчера была на предпремьерном показе, где блистал наш любимец. Играл замечательно! Без сомнения самый лучший ! И внешне и внутренне - полное попадание в образ Свидригайлова. Спектакль ОЧЕНЬ!!! понравился. Настоящий Достоевский. Абсолютно те же чувства испытывала, когда перечитывала книгу: тоска, безысходность и бесконечная жалость и любовь к героям. Плетнёв очень талантлив, замечательный актёр. Сонечка - Гладких само сострадание, покорность и беззащитность. Чудесная девочка, светящаяся! Точно подобраны актёры: Лаврова-Глинка в роли Катерины Ивановны, Фёдор Лавров-Порфирий. Кстати, не смогла представить как бы сыграл его Пореченков, режиссёр был прав оставив только Лаврова. Понравились все актёры, за исключением Ксении Тепловой в роли Дуни, не её роль абсолютно. Девушка из нашего времени пытается изобразить гордую и благородную девушку, но как-то не очень у неё это получается. Хотя красотка и обаяшка. Не смогла войти в образ, никаких чувств-с. Надо будет посмотреть на Паулину Андрееву в этой же роли. Ну и конечно же бесподобна визитная карточка Евгения Валерьевича - песня из его репертуара"Ты восчувствуй милая...", спетая полностью приглушённым страстным голосом.

Marina: 21 марта прошел еще один предпремьерный показ и вот впечатления от него: Вчера состав спектакля немного изменился. Разумихина и Дуню играли актёры другого состава. Паулина Андреева гораздо лучше подходит на роль. Более тонкая, нервная, благородная Дуня у неё получилась. И внутренние страсти кипят, с трудом с собой справляется, чтобы не поддаться на уговоры Аркадия Ивановича.Сыровато немного, но думаю через несколько спектаклей вживётся в роль. Да, и ещё вчера спектакль стал более кровавый: кровь из носа у Раскольникова, порезанная рука в крови у Разумихина, чахоточная кровь Катерины Ивановны, кровавое простреленное ухо у Свидригайлова. На первом показе были белые тряпочки и кровь только подразумевалась на словах и жестах. Вчера тряпочки и руки были алые, и даже местами от рук белая одежда пачкалась. После каждого спектакля стирать придётся?! Что это, поиски режиссёра или пожелания зрителей? Мне кажется, что это стремление к правде жизни в театре излишне.

Tamara: Marina пишет: Ну и конечно же бесподобна визитная карточка Евгения Валерьевича - песня из его репертуара"Ты восчувствуй милая...", спетая полностью приглушённым страстным голосом. Очень приятно это читать.Верю!


ZINA36: Наконец, я на связи с миром. Вылетел компьютер в самый неподходящий момент. Только вчера ночью Маша все наладила. Теперь могу поделиться впечатлениями. Сразу скажу, что мои ожидания оказались завышенными, как в целом по спектаклю, так и по роли Евгения Дятлова-Свидригайлова. Мне казалось, что эта роль должна была бы стать этапной в его театральном творчестве. Но, боюсь, что нет. Конечно, это еще не настоящий спектакль, обкатанный и спаянный для всех актеров. Это только предпремьерный показ. Что-то должно усовершенствоваться. А сейчас просто обидно за Достоевского, за актеров и честно говоря, за режиссера, хотя он является "хозяином положения". Действие течет кусками: то растянуто, то слишком динамично. Спектакль перегружен бытовыми и даже физиологическими подробностями. А вот психологической мотивации поступков действующих лиц недостаточно. Если над этим работать, то всерьез и много. Артисты очень быстро бегают по сцене туда-сюда, суетятся. Подают свои реплики скороговоркой, тихо, с неважной дикцией, за которой зачастую невозможно без напряжения уловить смысл. Музыкальное сопровождение, наоборот, слишком громко, просто режет слух. О роли Дятлова мне говорить очень трудно. В основном, мне показалось, что она построена на чисто внешнем восприятии фактуры артиста. Не надо иметь какое-то особое отношение, чтобы с первого момента его появления на сцене заметить, что он выделяется из всего артистического состава именно внешне: высокий, импозантный. Но дальше от минуты к минуте (роль, в общем-то, небольшая по объему) нарастает протест против режиссерской трактовки образа. Какой-то он не глубокий, психологически не мотивированный. Даже цыганская песня совсем некстати звучит. А уж сцена, где сначала Дуня пытается его застрелить, потом он сам стреляется, предварительно поправив прическу, совсем притянута как будто из криминального сериала. Совсем добило меня то, что после оглушительного хлопка выстрела Дятлов, как подкошенный, падает на бок спиной к зрителям и буквально в следующую секунду спортивным движением вскакивает, хватает реквизитный чемодан и молнией скрывается за кулисами. Все, его роль закончена. Мне этот финал напомнил начальную сцену из "Золотого капкана", где он прыгает со 2 этажа, так же мгновенно вскакивает и пулей несется от разъяренного обманутого мужа. А цыганский романс ЕВД напевает, разглядывая Дуню, моющую пол перед его глазами. Боюсь наскучить всем, кто читает мой отзыв. Поэтому лучше не буду продолжать.

ИннаМ: ZINA36 пишет: Боюсь наскучить всем, кто читает мой отзыв. Поэтому лучше не буду продолжать. Ну почему же. Обоснованный аргументированный личный анализ всегда интересен. И самое, на мой взгляд, интересное - каждый видит свое настолько, что кажется, будто смотрим разные спектакли и слушаем разные концерты. Но в данном случае, я видела примерно то же, что и Вы, но меня это не раздражало, а, напротив, восхищало. И за Достоевского не обидно, поскольку я не высочайшего мнения о его литературных произведениях. ZINA36 пишет: А вот психологической мотивации поступков действующих лиц недостаточно А мне всегда казалось, что это у Достоевского она сильно, гротескно преувеличена. И потом, есть свобода режиссера. Мне очень запомнилось "может, лучше и в остроге, чем в глубине отечества с нашими мужиками" - как-то так звучало в спектакле. Только вот сам ли это Достоевский или Эренбург, судить не берусь. А перечитывать "нетленку" не хочется.

ZINA36: ИннаМ пишет: мне всегда казалось, что это у Достоевского она сильно, гротескно преувеличена. И потом, есть свобода режиссера. Психологическая мотивация поступков персонажей у писателя очень сильная, подробная и тем более притягательна. Но гротеска я не вижу и не видела раньше. Можно читать его произведения по -разному: с неослабевающим вниманием и даже удовольствием, а можно только следить за сюжетной линией. Это у каждого читателя свое. Мне всегда казалось, что в юности, в школе нам начисто отбили охоту к русской классике. Вы все же попробуйте сейчас, с высоты своего возраста и сегодняшнего жизненного опыта перечитать Достоевского. Думаю, Вы по-другому будете относиться к спектаклю. Свобода режиссерской трактовки-это априори. Но здесь уж слишком свободно. Эти новенькие оцинкованные тазики, ведра, скамейки, табуретки, спущенные брюки, сидение на тазу, мытье полов, спускающийся с высоты гигантский муляж туши, сцена повешения Раскольникова и т. д. Создается впечатление, что режиссер не доверяет фантазии зрителей, навязывает свое вИдение. Почему стреляется Свидригайлов? Дуня отвергла его притязания и только-то? Гляди, какая юношеская ранимость! Нет. У Достоевского все гораздо трагичнее и глубже. ИннаМ пишет: но меня это не раздражало, а, напротив, восхищало. Я не высказывала раздражения. Вы не так поняли. Это просто мое впечатление. И оно далеко от Вашей эйфории. Но это не раздражение. Это разочарование, огорчение, если хотите, сожаление, обида за любимого артиста.

Marina: ZINA36 , вам возражают зрители, смотревшие этот спектакль: Хочу защитить спектакль. На предпремьерных показах режиссёр проверяет на зрителе свои версии и трактовки, свои идеи. Поэтому, посмотрев единственный, самый первый!!! показ нельзя так категорично судить об игре актёров и спектакле. Да, приближено к жизни, но нельзя показать прянично-красиво убожество, страдание и горе людское. Драма всё-таки предполагает не совсем приятное зрелище. Актёры играли очень натурально свои роли. Чего стоит только одна Екатерина Ивановна в исполнении Ксении Лавровой-Глинки! Веришь каждому её слову, каждой интонации, это измученная и уставшая от нищенской жизни и болезни женщина, любящая, заботящаяся о своём пьянице-муже, детях, заботящаяся так, как только можно в её положении. В нищете не бывает благородства. Я уж не говорю о Сонечке, самая настоящая Сонечка Достоевского! Затянутости сцен я вообще не заметила, там же идёт работа души, когда актёры молчат, там же тишина кричит об их сомнениях и терзаниях, так словами не скажешь. И Свидригайлов во втором показе после самоубийства лежал целую минуту, я уже переживать начала, что так долго, что не успеет унести реквизит. Кстати, очень удачное решение режиссёра, браво ему за это! Свет гасится в момент смены каждой сцены и актёры уносят свой реквизит и ставят на места реквизит следующей сцены. А зритель в этот момент обдумывает только-что сыгранную сцену. Смотрится всё динамично и органично для спектакля.

ZINA36: Marina пишет: вам возражают зрители, смотревшие этот спектакль: Не зрители мне возражают, а только один анонимный зритель. И этот зритель имеет право на свое впечатление, так же , как и я на свое. Marina пишет: На предпремьерных показах режиссёр проверяет на зрителе свои версии и трактовки, свои идеи. Поэтому, посмотрев единственный, самый первый!!! показ нельзя так категорично судить об игре актёров и спектакле. Как же режиссер что-то проверит, если зрители будут высказываться с экивоками, с оглядкой на первый спектакль..?Именно откровенно и надо говорить в этот момент. А режиссер волен делать свои выводы. Marina пишет: Да, приближено к жизни, но нельзя показать прянично-красиво убожество, страдание и горе людское. Драма всё-таки предполагает не совсем приятное зрелище. Зачем кидаться в крайности? Или так натуралистично или прянично-красиво? Здесь многое навязчиво-натуралистично, словно режиссер не доверяет зрителям. Надо все показать, все-все, как на уроке в школе, чтобы каждый самый бестолковый ученик понял. И жанр драмы здесь совсем не причем. Та же Ксения Лаврова-Глинка все же переигрывает местами. Ее героиня просто истеричкой кажется. То Соню тряпкой бьет, то еще кого-то. Больная, несчастная, замученная, уставшая, но не истеричка. Ее заботы о муже и дочери выражаются , в основном, только в крике и слезах. Marina пишет: Затянутости сцен я вообще не заметила, там же идёт работа души, когда актёры молчат, Вот уж чего нет, того нет. Ни молчания, ни тем более, работы души. Marina пишет: Кстати, очень удачное решение режиссёра, браво ему за это! Свет гасится на мгновение и не всегда. Как же тогда можно было засечь эту минуту, когда лежал мертвый Свидригайлов. А уж бесконечный перенос столов, лавок, табуретов с места на место-не могу назвать режиссерской удачей. Конечно, когда Дятлов несет одной поднятой левой рукой массивный табурет или подмышкой один несет длинную лавку-это впечатляет. Просто тяжелоатлет. Женщины носятся по сцене с одним и тем же несчастным сервизом на подносе! Но в целом все это просто суета и мельтешение. Зритель в это время что-то обдумывает? Вряд ли.

Marina: 23 марта 2012, 09:23 В МХТ представили новую версию романа «Преступление и наказание» В МХТ имени А.П. Чехова представили новую версию романа «Преступление и наказание». Это уже третья постановка знаменитого романа Достоевского в этом театре. В 1996 году свою версию «Преступления и наказания» представил Виктор Сергачев, а в 2002 году — Елена Невежина. Автор новой постановки — известный петербургский режиссер Лев Эренбург. В его интерпретации шедевра классической литературы нет ни признания Раскольникова, ни старухи-процентщицы. Этот спектакль — не простая история психологических мучений одного убийцы, а, скорее, описание многих преступлений и наказаний. ВИДЕОСЮЖЕТ "Никого не удивишь в наше жгучее время убийством одной бабушки, но вот утрата морального вектора ведет к разрушению человека... Диагноз - трагизм бытия, о котором герои с надрывом кричат со сцены! Эренбург попытался уйти от принятых канонов! Режиссер говорит, что сегодня всего лишь премьера, основная работа еще впереди!"

Марианна: Марин, ты хоть ссылки давай. А то непонятно откуда эти зрители взялись и куда делись. P.S. Я рада, что на втором спектакле Свидригайлов "отлежал" за оба раза сразу. И очень хочу попасть в следующий раз на Паулину Андрееву.

Marina: Марианна пишет: А то непонятно откуда эти зрители взялись и куда делись. Это мне в письме написали, зритель один и тот же. Режиссер говорит, что сегодня всего лишь премьера, основная работа еще впереди!" Любые впечатления очень интересны сейчас, но будем надеяться, что спектакль со временем изменится, может и ваши замечания учтет режиссер!

ZINA36: Marina пишет: Эренбург попытался уйти от принятых канонов! Режиссер говорит, что сегодня всего лишь премьера, основная работа еще впереди!" Не поняла никакого движения в другую сторону от канонов. Скорей он демонстрирует свои каноны. И ничего он зрителям такого не сказал. Когда вышел на поклоны, молча принял цветы, поулыбался Дятлову и все.....

ИннаМ: ZINA36 пишет: Ее героиня просто истеричкой кажется. У Достоевского (простите мою нелюбовь) и есть истеричка на истеричке. Особенно в "Униженных и оскорбленных". ZINA36 пишет: Вот уж чего нет, того нет. Ни молчания, ни тем более, работы души. Да? А как же сцена с Елизаветой, снимающей мерки с одноногого? Нежная, пронзительная и трагическая. Но, конечно, каждый зритель видит и усваивает свое.

ZINA36: ИннаМ пишет: У Достоевского (простите мою нелюбовь) и есть истеричка на истеричке. Особенно в "Униженных и оскорбленных". Мы говорим о "Преступлении и наказании". Это произведение Вы перечитывать не хотите. Ну, это Ваше дело. ИннаМ пишет: А как же сцена с Елизаветой, снимающей мерки с одноногого? Нежная, пронзительная и трагическая. Это сцена с двойным дном в самом начале спектакля. Она как бы задает тон тяжелой , несчастной жизни действующих лиц. Заканчивается она сами видели чем. И развития не имеет. Вот и видеть больше нечего.

Харитоша: Катерина Ивановна…истеричная, неистеричная… Зачем спорить? Спросим автора. Вот, что сам Фёдор Михайлович устами Мармеладова о ней говорит: «Катерина Ивановна , супруга моя, -- особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь … она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена. …Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая... И хотя я и сам понимаю, что когда она и вихры мои дерет, то дерет их не иначе как от жалости сердца… Катерина Ивановна в работе с утра до ночи, скребет и моет и детей обмывает, ибо к чистоте с измалетства привыкла, а с грудью слабою и к чахотке наклонною… хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают… Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает…» И ещё: «- А! -- закричала она в исступлении, -- воротился! Колодник! Изверг!.. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твое платье? где деньги? говори!.. »

Харитоша: "- Где же деньги? -- кричала она. -- О господи, неужели же он всё пропил! Ведь двенадцать целковых в сундуке оставалось!.. -- и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату...Спавший на полу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна как лист. -- Пропил! всё, всё пропил! -- кричала в отчаянии бедная женщина, -- и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей). О, треклятая жизнь!"

ZINA36: Харитоша , спасибо за цитаты. Надеюсь, Вы смотрели спектакль? Если да, то каково Ваше мнение об этом характере именно по спектаклю?

ZINA36: Помимо Раскольникова-Плетнева, на первый план в этом ансамбле выходят двое, причем это менее всего было ожидаемо: Ксения Лаврова-Глинка в роли Катерины Ивановны и особенно Евгений Дятлов в образе Свидригайлова. Причем Дятлов, пожалуй, наиболее точно соответствует эстетике Эренбурга, хотя появляется всего лишь несколько раз и только во втором акте, даже отчасти, сознательно или нет, иронизирует вместе с режиссером над своим сложившимся имиджем сериального звездуна с гитарой - запевает, правда, а капелла. http://teatr-live.ru/2012/03/prestuplenie-i-nakazanie-v-mxt/#more-15228

ZINA36: Поздравляю режиссера с очередной прекрасной попыткой уничтожить отличное классическое произведение! Задача выполнена на все 100%. В этом он - талантище! Благодаря сему, спектакль потерял всю истинную изначальную задумку автора, превратившись в комикс от marvel, с разделенными светом стробоскопа несвязанные картинки, то и ситкома, то и ромкома, то из дурдома, все они пропали в бездну с оригиналом и глубоким смыслом и всеми сакраментальными нам известными фразами. Недоумение и полная бездарность перфоманса была скрашена только Лавровой-Глинкой (Катерина Ивановна), были интересны Плетнев (Раскольников) и Дятлов (Свидригайлов). Но, как сказадл выше, задумка режиссера напрочь уничтожила их актерские потенциалы, они остались практически не востребованными. В остальном, сложилось впечатление после бредового сна по мотивам, казалось бы, наяву отличного и, даже потрясающего, произведения. Актуализация классики, как я это называю, семимильными шагами двигается по репертуару МХТ. Что не премьера - очередное серьезное хрестоматийное произведение в современной обработке новомодного режиссера. Мне так кажется, Табаков и сотоварищи малец заигрались, пора бы тормознуть "сцены по мотивам", пока не поздно, и, чтобы, однажды убрав приставку "Академический" окончательно не потерять чувство реальности и допустимости на этих святых подмостках. Эренбургу - второй неуд! Менеджеру Табакову - пламенный привет от опечаленных театралов. Федору Михайловичу - держаться, и еще раз держаться! Однозначно, не тратьте свое время. Резюме: преступлений оказалось много, а наказаний - нет. А имеет ли режиссер на это право? http://teatr.ru/th/perfcomm-view.asp?perf=2640&rep=0

Marina: Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Роман Достоевского — какой-то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Но, читая «Войну и мир», кто-то пропускает главы с описанием войн, кто-то пропускает философские главы. Роман Достоевского так читать нельзя. «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» или целиком захватывают, или отбрасываются, как «сверление здорового зуба» (Чехов), как мучительство «жестокого таланта» (Михайловский), как «пошлый детектив» (Набоков). Целое здесь не сконцентрировано из частей и не делится на отшлифованные части, оно господствует над частями, как смерч — над поднятыми песчинками. Вынутая из смерча — песчинка ничтожна. В смерче она сбивает с ног. Весь роман представляет собой то ценнейшее, что может дать читателю художник слова. Это жизнь, которую можно прожить достойно или потерять так быстро, что становится страшно, жизнь, которая может дать столько наслаждений или обречь на жестокие муки... Ища ответ на ее вопросы, погиб Базаров; «Евгений Онегин» до сих пор читается с болью потому, что главный герой терзается муками, на которые был ею обречен. Раскольников терпел «испытание крестом»... Роман — прохождение главного героя через «все круги жизни», в которые он попадает, еще не придя на суд божий... Вечная боль, подобная боли Христа, сопровождает его повсюду, терзая с самого начала пути, который он выбрал — сознательно, отдавая себе отчет в своих действиях и решениях и в то же время не представляя себе своих деяний... Это путь — путь против себя, правды, веры, Христа, человечества. Против всего святого, что является после самоубийства самым тяжелым преступлением, обрекающим несчастного на тяжелейшие муки. Заметим, что преступлению Раскольникова автор посвятил немногочисленные строки первой части произведения. Страдания, наказания преследуют героя оставшиеся пять частей... Он обрекает себя на смертные муки с самого умысла преступления... «Не убий!» ...Эту заповедь Раскольников преступил и, как по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая. На этой идее построено все произведение. Христианские образы и мотивы сопровождают героя весь его путь к очищению, помогая преступнику вознестись над собой. Крест, который снял с убитой им Елизаветы Раскольников, Библия, которая лежит у него под подушкой, притчи, сопровождающие героя в его пути, дающие поддержку, люди-христиане, с которыми столкнула жизнь героя, — неоценимая помощь на тернистом пути познания. И благодаря символам, посланным небом в поддержку Родиону Раскольникову, возрождается к жизни еще одна душа, которая имеет силы принести свою долю добра на землю. Эта душа — душа некогда убийцы, возрождающаяся к совершенству... Крест православный помогает герою обрести силы для покаяния, признания своей чудовищной ошибки. Словно символ, талисман, приносящий, излучающий добро, изливающий его-в душу того, кто его носит, крест связывает убийцу с Богом... Соня Мармеладова, девушка, живущая по «желтому билету», грешница, но святая в своих помыслах и деяниях, отдает свои силы преступнику, возвышаясь и возвышая его. Порфирий Петрович, уговаривая сдаться полиции, ответить за свое преступление, наставляет на праведный путь, несущий раскаяние и очищение. Несомненно, жизнь послала поддержку человеку, имеющему нравственные силы для совершенствования. «Кто без греха — пусть первый бросит в нее камень», — гласит притча о блуднице. Все — грешники, имеющие право на сочувствие и понимание, — вот смысл притчи. И Раскольников находит понимание и сочувствие. Он находится в плену дьявола, когда рассудок заставляет идти на страшный грех. «Черт», так часто употребляемое в романе слово, «охраняющее» муки, стирается с последующих строк успокоения, покаяния и примирения героя с самим собой. Христианские символы ни на минуту не оставляют убийцу, лишая власти дьявола... Они незримо «присутствуют» в жизни героев «Преступления и наказания», давая знать о присутствии Христа... Числа «три», «тридцать», «семь», то есть имеющие в своем составе считающееся магическим число, можно встретить в романе довольно часто. Сама природа, ее силы незримо играют роль в человеческой жизни. Да, Раскольникову угрожает то, что на христианском языке называется вечной гибелью. К убийству старухи процентщицы, а потом к покаянию его несет помимо воли. И вместе с тем он осознает это. Сознательность и автоматизм несовместимы. Но Достоевский убеждает нас, что параллельные сошлись, что невменяемость и ответственность слились. Главное — принять идею, которая способна убить человека. Каким образом помысел насилует душу? Раскольников иногда ссылается на черта. Какой-то голос ему начинает подсказывать разрушительные и саморазрушительные поступки... Возможно, это данный человеку знак сердечной пустоты. Когда разум не принимает нашептывания голоса, он почти бессилен. Но когда сердце пусто, когда разум сбит с толку помыслом, этот голос, объединившись с помыслом, может завладеть сознанием... Другой союзник помысла — блуд интеллектуального эксперимента. Раскольниковым овладела похоть теоретика, услышавшего, что завтра вечером можно будет провести решающий эксперимент. Роман Достоевского не просто балансирует на грани между добром и злом, Богом и чертом, жизнью и духовной смертью. Несомненно, человек не может жить без благословения свыше, но не это главное. Черт может подстерегать в обличье искушения, под маской лжи. Достоевский пытался представить своего героя в плену дьявола — себя самого. Решившись на убийство, герой переступает не через Бога, а через себя. Сам того не подозревая, он уничтожает себя. А есть ли что более страшное, чем преступление против себя? Христос же олицетворяет собой ту гармонию души и тела, которую может узнать человек, не поддавшийся «эксперименту» страшного греха над собою — эксперименту, где стираются грани между добром и злом, святым и адским, и, балансируя на краю, он может выбрать то или другое... Вот почему «Преступление и наказание» — роман о человеческой душе, умеющей любить и ненавидеть, отличающей правду света от искушений ада или не имеющей подобного «таланта», а значит, «должной умереть», уничтоженной своими же страстями, а не адскими «играми» дьявола. Умение выйти из этой битвы победителем, быть свергнутым и суметь вознестись на пьедестал и представил Достоевский, давший рождение великому Человеку!..

ИннаМ: цитата: Поздравляю режиссера с очередной прекрасной попыткой уничтожить отличное классическое произведение! Задача выполнена на все 100%. В этом он - талантище! Эренбургу - второй неуд! Простите, это какой-то экстремистский бред. Зачем его еще и клонировать? И как же это по стилю похоже на множественные отзывы "народных масс" о "Белой Гвардии"! Те же интеллигентность, выдержанность и ум в каждом определении. Я не против отрицательных отзывов. Они точно так же имеют право на существование. Но издевательский уничижительный тон вкупе с полным отсутствием аргументации, ригидностью и зашоренностью приводит к самоуверенным советам: Однозначно, не тратьте свое время Однозначно, каждый решит для себя сам!

ZINA36: ИннаМ пишет: Однозначно, каждый решит для себя сам! Конечно, без сомнения! Но называть резкую критику экстремистским бредом, согласитесь, тоже неэтично.

Alarissa1942: ZINA36 пишет: Спектакль перегружен бытовыми и даже физиологическими подробностями. А вот психологической мотивации поступков действующих лиц недостаточно. Если над этим работать, то всерьез и много. Артисты очень быстро бегают по сцене туда-сюда, суетятся. Подают свои реплики скороговоркой... с неважной дикцией Marina пишет: Да, и ещё вчера спектакль стал более кровавый... Что это, поиски режиссёра или пожелания зрителей Спасибо всем участникам дискуссии за противоречивые, но яркие и неравнодушные отзывы о спектакле! Несомненно то, что надо посмотреть спектакль самому! Судя по приведённым цитатам в постановке присутствует немало натурализма. В последнее время усиливается подобная тенденция в искусстве, но мне кажется, что искусство и должно отличаться от натурализма тем, что без обилия бытовых подробностей за счёт хорошей дикции, интонаций и подачи текста были понятны образы персонажей, их взаимоотношения и смысл произведения. Надеюсь, что МХТ со временем организует гастроли с этой постановкой, но уже в окончательном варианте? Тогда жители и других городов смогут оценить достоинства и недостатки спектакля в целом.

ZINA36: Alarissa1942 пишет: искусство и должно отличаться от натурализма тем, что без обилия бытовых подробностей за счёт хорошей дикции, интонаций и подачи текста были понятны образы персонажей, их взаимоотношения и смысл произведения. Все правильно с одним небольшим добавлением. Сам текст должен быть очень четко построен, психологически выверен и подан красивым русским языком. А уж дело режиссера и актеров донести это богатство до зрителей, не расплескав по дороге и не утопив в натуралистических подробностях.

Юджи: Совет режиссёру от слона-живописца: Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно: Что, если вдруг не удалось оно? Вниманием гостей художник наш польщен! Какую критику сейчас услышит он? Не будет ли жесток звериный суд? Низвергнут? Или вознесут? Ценители пришли. Картину Слон открыл, Кто дальше встал, кто подошел поближе. "Ну, что же,- начал Крокодил,- Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." "Что Нила нет, в том нет большой беды!- Сказал Тюлень.- Но где снега? Где льды?" "Позвольте!- удивился Крот.- Есть кое-что важней, чем лед! Забыл художник огород". "Хрю-хрю,- заметила Свинья,- Картина удалась, друзья! Но с точки зренья нас, Свиней, Должны быть желуди на ней". Все пожеланья принял Слон. Опять за краски взялся он И всем друзьям по мере сил Слоновьей кистью угодил, Изобразив снега, и лед, И Нил, и дуб, и огород, И даже мед! (На случай, если вдруг Медведь Придет картину посмотреть...) Картина у Слона готова, Друзей созвал художник снова. Взглянули гости на пейзаж И прошептали: "Ералаш!" Мой друг! не будь таким слоном: Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь, Себе же только навредишь. На то оно и творчество, что каждый художник имеет право на своё видение, это его творение, его детище. Те, кто на одной волне с художником, поймут. что он хотел сказать.

ZINA36: Юджи , Ваши слова и басня правильны, но, увы, стары, как мир. Хрестоматийная истина.

Marina: Юджи , а Вы сами видели предпремьерный спектакль "Преступление и наказание"?

Марианна: Зинаида Львовна! Я видела! Мы с вами рядом сидели. Мне понравилось... с оговорками, что-то больше, что-то меньше... но понравилось. Вам категорически нет. Ну и что:

ZINA36: Марианна , я Вас ни о чем не спрашивала. Вопрос задала Марина и не вам, аЮджи Я уж не настолько слаба глазами, чтобы Вас с кем-то спутать. Или я не поняла Вашей реплики!

Marina: 22 марта 2012, 18:43 | Культура | Марина Шимадина Достоевский на сцене: новое и лучшее Режиссер Лев Эренбург по первому образованию врач. И этот факт заметен во всех его спектаклях, чрезмерно натуралистичных и физиологичных. Своим героям он ставит точные медицинские диагнозы, выводя во внешний план и делая зримыми их внутренние, душевные страдания. Так, в «Трех сестрах» его Небольшого драматического театра, которых, кстати, скоро привезут на «Золотую маску», Ирина ходит с палочкой, Маша болеет чахоткой, а Вершинин контужен и временами бьется в припадке. В «Вассе Железновой», поставленной на сцене МХТ, Марина Голуб натуралистичнейшим образом изображает инсульт. А в магнитогорской «Грозе», получившей «Маску» пару лет назад, рутинный быт небольшого приволжского городка — с банькой, водкой и соленым огурцом — был воспроизведен так подробно и дотошно, что и впрямь хоть в омут головой. «Преступление и наказание» Эренбург собирается вскрыть тем же ключом точного медицинского анализа. Благо здесь есть где разгуляться: физических недугов, душевных хворей и глубоких комплексов в романе хватит на врачебный консилиум. http://www.izvestia.ru/news/519441 "Преступление и наказание" Ф.Достоевского в МХТ им. А.Чехова, реж. Лев Эренбург Выстроенный на авансцене черный барьер, отгораживающий от зрителя желтое покрытие сцены, зная пристрастие Эренбурга к бассейнам, заставляет предполагать, что в спектакле будут плескаться и плавать, а нависающая перед началом представления над выгородкой полуразделанная мясная туша и тазик под ней внушают опасение, что плескаться могут и в крови - но тушу сразу уносят и с концами, а кое-какие брызги, конечно, полетят, но очень аккуратно. "Преступление" кажется на первый взгляд еще более сдержанным по эстетике и, говоря прямо, компромиссным для Льва Борисовича (по отношению к ожиданиям благонамеренной публики Художественного театра), чем "Васса Железнова", и туша-то - грубый, не способный никого шокировать муляж, и убийство разыгрывается за сценой, уходит Раскольников с топором, а возвращается с красными потеками на белой рубахе, и даже когда застрелится Свидригайлов, после хлопка на стене останется лишь блеклое, малоприметное бордовое пятно, а не живописно разбросанные мозги, как в эпизоде самоубийства Иванова из спектакля Небольшого драматического театра. Однако и по проблематике, и по структуре нынешняя премьера Эренбурга ближе к одной из самых радикальных и характерных его работ - к "На дне": "Преступление и наказание" строится как последовательность не всегда напрямую связанных сюжетной логикой эпизодов (приходится оправдываться подзаголовком в афише: "сцены по мотивам романа"), которые перемежаются музыкальными отбивками, а исполнители, на время выходя из образов, перемещаются и переставляют нехитрую меблировку. Хотя помимо собственных спектаклей Эренбурга его "Преступление и наказание" вызывает в памяти массу других хрестоматийных постановок по Достоевскому: здесь едят курицу, как в "Бесах" Додина, здесь Раскольников тащит на себе Мармеладова, подобно кресту, как таскают друг друга персонажи в "Идиоте" Някрошюса, наконец, Катерина Ивановна здесь карабкается вверх по застекленной решетке с отчаянным воплем "Я выше пойду!", как у Гинкаса в "К.И. из "Преступления" (вплоть до того, что именно этим моментом, "восхождением" К.И., Эренбург завершает свою версию "Преступления и наказания") - речь, понятно, идет не о заимствованиях, но и, за исключением, может, курицы, не о случайных совпадениях, а о неизбежном сближении приемов при общности подходов к осмыслению текста. Эренбург не пересказывает сюжет романа, но и в мистику не ударяется, для него Бог, о котором, конечно, много говорят достоевские герои, категория в значительной степени условная, а интересует его прежде всего человек и отношения между людьми. Спектакль открывается монологом Раскольникова, уже с бубновым тузом на спине, и в дальнейшем у Раскольникова еще будут монологические выходы - Кирилл Плетнев, имея за плечами превосходный опыт моноспектакля "Я - пулеметчик" по Клавдиеву в театре.Док, с трудной в чисто формальном плане задачей справляется отлично. Уже в первом монологе и задается главная тема: человек зачастую до того ничтожен, слаб и уродлив, что кроме отвращения ничего не вызывает - из этой объективной брезгливости к человеческой ущербности у Раскольникова и возникает замысел "преступления". Затем главный герой перешагивает барьер и следующие несколько сцен наблюдает из первого зрительского ряда: как Катерина Ивановна отправляет Соню на панель, как Лизавета Ивановна, кривобокая и едва способная членораздельно говорить, общается с одноногим воякой... - для спектаклей Эренбурга всегда характерна углубленная, доведенная порой до гротеска физиологическая и психическая ущербность персонажей. Даже Порфирий Петрович, спустив портки, садится за стол разбирать дела, а зад опускает в таз с горячей водой, геморой отпаривает. В "Преступлении и наказании" Эренбургу особенно важно обозначить, подчеркнуть телесную ущербность персонажей еще и для того, чтобы углубить основной драматургический конфликт инсценировки: неизбежное омерзение к убожеству, беспомощности, никчемности человека - и необходимость, тем не менее, через терпение, через прощение полюбить вот этих вот "черненьких", убогих, внешне бесконечно далеких от "образа и подобия Божьего" существ. Если в магнитогорской "Грозе" и в спектакля Небольшого драматического театра Эренбург мыслит в полном согласии с исполнителями, точнее, полностью подчиняет их единому режиссерскому замыслу, то в "Преступлении", во всяком случае пока, поскольку я смотрел первый прогон на зрителя (но то же самое и в "Вассе", кстати), целостного ансамбля нет. Одни характеры поданы ярко, выпукло, подробно, в традициях старой актерской школы (Мармеладов-Юрий Лахин, Порфирий-Федор Лавров), другие, наоборот, неярко, если не сказать бесцветно (Соня-Ксения Теплова, Дуня-Яна Гладких, Лужин-Алексей Агапов). Помимо Раскольникова-Плетнева, на первый план в этом ансамбле выходят двое, причем это менее всего было ожидаемо: Ксения Лаврова-Глинка в роли Катерины Ивановны и особенно Евгений Дятлов в образе Свидригайлова. Причем Дятлов, пожалуй, наиболее точно соответствует эстетике Эренбурга, хотя появляется всего лишь несколько раз и только во втором акте, даже отчасти, сознательно или нет, иронизирует вместе с режиссером над своим сложившимся имиджем сериального звездуна с гитарой - запевает, правда, а капелла. При не вполне органичном актерском ансамбле особое значение приобретают предметные образы-лейтмотивы, и в первую очередь, разумеется, топор, который с самого начала присутствует на сцене. Топором орудует Катерина Ивановна, когда возвращается Соня - в бессилии мачеха набрасывается на полено; холодное лезвие топора прикладывает к голове Раскольникова его мать; а Порфирий предлагает в отсутствие топора Раскольникову поколоть дрова ножом. Но топор - предмет отчасти бытовой, а вот нависающая на цепях над всей площадкой то вертикально, то горизонтально конструкция из металлической решетки, застекленная и с желтой краской на стеклах - это по ней в финале карабкается Катерина Ивановна "выше" - чисто условно-символическое решение, как и черно-желтый колорит, в котором исполнена вся сценография постановки, включая нервно, болезненно мерцающий между эпизодами желтый свет. Единственным безусловно отвратительным действующим лицом спектакля оказывается лощеный, холеный и на вид вполне благообразный Лужин. Остальные, уродливые и жалкие, как будто бы заслуживают в своем безобразном убожестве сочувствия, и более того, симпатии, если не сказать - любви в высоком смысле слова. Но легко рассуждать теоретически, когда это уродство - плод художественной фантазии талантливого режиссера в сотворчестве с профессиональными артистами, и воспринимаешь его в контексте театрально-зрелищного мероприятия, предложенного престижным заведением, целевую аудиторию которого, по откровенному признанию худрука МХТ (и такая откровенность дорогого стоит, кроме шуток), составляют "люди здоровые и богатые", то есть, грубо говоря, лужины. Насколько этим Лужиным, в отличие от Лужина из романа Достоевского, легко проникнуться подобным пафосом - вопрос отдельный. Но на дневные прогоны публика ходит совсем другая, и бок о бок с вонючими бабками на преступление Раскольникова волей-неволей смотришь в несколько ином свете, не раз и не два еще подумаешь: поубивать всех этих старух - и дышалось бы легче. http://users.livejournal.com/_arlekin_/2235439.html



полная версия страницы